00:00, 10 марта 2006 года

«Я пришел не хвалить»

- Я пришел не хвалить, - сообщил А. Черногоров на состоявшейся вчера коллегии мин-экономразвития СК. – При общем благоприятном развитии краевой экономики качество ее роста пока не улучшается. Уже не первый год говорится о необходимости серьезных структурных преобразований в экономике края, но явных сдвигов в этом плане пока не наблюдается. Хотя в прошлом году удалось выйти на отметку 6,1% роста инвестиций в основной капитал, однако инвестиционная активность была характерна только для небольшого круга предприятий и секторов экономики и не стала общим явлением. Кроме того, снизилась доля средств, направляемых на приобретение, монтаж и установку машин, оборудования и транспортных средств. Это особенно тревожно, если учитывать, что износ производственных фондов сейчас превышает 50% и является одним из главных препятствий в развитии реального сектора экономики. Многие предприятия не имеют четкой перспективы развития.

При этом удельный вес теневой экономики в валовом региональном продукте, по разным оценкам, колеблется от 13 до 45%, доля неформальной экономики в сельском хозяйстве края – 60-80%, в строительстве – 60%. Не пухнет как на дрожжах налоговая отдача, а акцизов вообще собрано на 217 млн. рублей меньше, чем планировалось. Из 22-х новых целевых программ 12 (!) до сих пор не утверждены, а плутают по лестницам согласования в различных инстанциях. И все бы ничего, да только в бюджете-2006 деньги на них заложены, и краевые министерства и ведомства уже должны были приступить к их реализации.

В общем, работа «мозгового центра» регионального развития, а именно так губернатор назвал министерство, очевидно, будет перестроена. Новый министр экономического развития и торговли СК Татьяна Босова сообщила, что идет переход на управление по результатам, и обозначила приоритеты. Они, впрочем, давно известны.

Во-первых, благоприятный инвестиционный климат, причем в ресурс стоит включить и богатство недр. «Нам нужны инвесторы для разведки и добычи нефти и газа на севере края, минеральной воды на Кавминводах, разработки йодобромистых месторождений и т. д. В целом на территории Ставрополья выявлено около 300 месторождений полезных ископаемых», - сказала Т. Босова.

- В то же время стратегические инвесторы действуют автономно, не получая должной поддержки со стороны органов власти, - заметил по этому поводу А. Черногоров. - В качестве примера можно привести проект освоения Бешпагирского месторождения титано-циркониевых руд, который при всей очевидной его выгоде по-прежнему «топчется на месте», и сегодня до конца не ясно, когда дело сдвинется с мертвой точки.

В настоящее время готовится новая редакция краевого закона о господдержке инвестиционной деятельности на территории Ставрополья. Где речь, очевидно, будет идти и о взаимной ответственности власти и бизнеса. «Сейчас инвестор требует «дай», и никаким образом его ответственность перед краем не прописана, и даже если она оговаривается в рамках каких-то социальных договоров, контроля нет, потому что в конечном итоге инвестор всегда может развести руками и как в том анекдоте про старую загнанную лошадь сказать. «Ну не смогла я…». И, разумеется, необходимо создать систему сопровождения инвестиционных проектов», - отметил вице-премьер Анатолий Воропаев.

Второе - перевод экономики на инновационные рельсы. Без новых разработок ныне никуда, иначе наши товары вряд ли смогут конкурировать в рамках Всемирной торговой организации, куда наша страна еще стремится. «Поэтому в нынешнем году министерство будет уделять внимание созданию системы государственной поддержки управления инвестиционными и инновационными процессами, коммерциализации научного потенциала края, и мы уже начали эту работу», - сообщила Т. Босова.

Точка роста – и малый бизнес, доля которого в доходах краевой казны лишь 10% (для сравнения, в Свердловской области – 30%). Есть куда расти. Однако целевая программа «Развитие малого предпринимательства в СК на 2006-2008 годы» в нынешнем году оценена в 18 млн. бюджетных рублей. Этого явно не хватит на привлечение больших федеральных средств на условиях софинансирования. Есть еще проблема: край помогает малому бизнесу льготными кредитами, но число желающих их получить стабильно сокращается. Потому что расходы на бумажное оформление кредита практически сводят на нет экономическую целесообразность его получения. А вот число желающих воспользоваться услугами кредитных потребительских кооперативов, напротив, растет, несмотря на то, что ставки по кредитам там выше, чем в банках.

Поэтому, полагает А. Воропаев, нужен поиск других форм господдержки, тем более что субсидирование трех четвертей процентной ставки, с одной стороны, метод действенный, а с другой - «мы кормим жирных котов в виде банков, создавая им рынок, на котором они очень хорошо зарабатывают». Кроме того, поговаривают о некой параллельной системе условий получения кредитов и государственной поддержки в крае. «Губернатор поставил недвусмысленную задачу: будем разбираться и выжигать каленым железом», - сообщил А. Воропаев. Процедуры должны быть доступными и прозрачными.

И, наконец, последнее. Возможно, минэкономразвития приступит к разработке критериев эффективности работы краевых министерств и ведомств. По мнению А. Воропаева, такая система необходима, чтобы четко объяснить гражданам, какова бюджетная эффективность от каждого госслужащего.