00:00, 10 марта 2006 года

Они умирают медленно

Cегодня СПИД вышел за пределы так называемых «групп риска» (гомосексуалистов, наркоманов, проституток), но большинство из нас не задумываются об этой болезни всерьез. На самом же деле от риска заразиться не застрахован никто.

У Владимира был выявлен СПИД в местах лишения свободы. Выйдя на волю, он женился и о своем диагнозе жене не сообщил (что, кстати сказать, противозаконно). Через некоторое время молодая жена забеременела и в силу разных причин не смогла сдать анализ на ВИЧ. В результате ребенок родился со смертельной болезнью. И только через полтора года, когда в семье вновь ждали пополнения, женщина сдала обязательный анализ на ВИЧ-инфекцию и узнала, что больна. Второй ребенок сейчас находится под наблюдением врачей, ему пока не удается поставить точный диагноз. Несмотря на все обстоятельства, эта семья не распалась.

По словам заместителя главврача центра по борьбе со СПИДом В. Савенко, сейчас в соответствии с Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» обязательному медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции подлежат доноры крови, плазмы крови и других биологических жидкостей, тканей и органов; работники отдельных профессий, труд которых связан с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека. Существует также ряд показаний, по которым пациентам предлагается пройти освидетельствование на ВИЧ-инфекцию. Ежегодно в крае проходят такое обследование более 220 тысяч человек…

СПИД - болезнь «молодая». Сейчас в нашем регионе 48 процентов инфицированных - в возрасте от 20 до 29 лет, 31 процент - от 30 до 39. То есть это самая активная возрастная группа населения. Большую часть инфицированных составляют наркоманы (71 процент). Поставленный диагноз по-разному действует на них: некоторые бросают колоться и начинают вести нормальный образ жизни, другие, наоборот, пускаются во все тяжкие.

Печальное лидерство по числу больных СПИДом принадлежит краевому центру и курортному Пятигорску (70 и 67 заболевших соответственно). В Георгиевском районе их 44, в Невинномысске - 34.

Один из больных (назовем его Юрием), узнав о смертельном диагнозе, сумел отказаться от наркотиков. Женился на здоровой девушке, у них родился ребенок. К счастью, современная медицина может обеспечить зачатие ребенка с некоторым ограничением риска заразиться для матери. Так случилось и в семье Юрия: его жена и ребенок абсолютно здоровы.

Примерно четверть инфицированных в крае заражаются гетеросексуальным путем, а четыре процента - так называемым вертикальным, когда вирус переходит от больной матери к ребенку во время беременности, родов или при кормлении грудью. Выявив у беременной ВИЧ, медики с помощью профессиональной терапии могут снизить риск заболевания ребенка на 90-93 процента. За последние годы у 28 инфицированных матерей на Ставрополье родилось шесть больных детей, восемь еще находятся под наблюдением врачей до полуторагодовалого возраста, а остальные абсолютно здоровы.

Все больные СПИДом по закону имеют право на бесплатное лечение, которое ни в коем случае нельзя прерывать. Оно будет продолжаться до конца жизни больного. К счастью, наш регион не является лидером по числу ВИЧ-положительных, как, например, Калининградская или Самарская области, поэтому антивирусной терапии хватает всем. Большую сложность в диагностике СПИДа представляет так называемое серое негативное окно. Это такая стадия болезни, когда вирус уже есть в организме человека, но проводимые медиками анализы не могут его выявить. Данный период может продолжаться до шести месяцев.

Права ВИЧ-инфицированных защищает федеральный закон: этим больным не могут отказать при приеме на работу или при поступлении в образовательное учреждение, детям выплачивают пенсии. Но предусмотрено и наказание - лишение свободы от трех до десяти лет за преднамеренное заражение вирусом. В нашем крае, однако, эта статья пока не применялась.

- Пять-семь лет болезнь может никак не проявлять себя, - говорит психолог центра борьбы со СПИДом О. Аболина. – Информация о наличии ВИЧ вызывает стрессовое состояние, так как большинство людей недостаточно знают о болезни и видят негативное отношение к больным в обществе. Первый вопрос пациента: «Сколько мне осталось жить?». Поэтому объявлять результаты должен, конечно, только профессиональный психолог. Реакция в этот момент у всех разная.

- Я точно не знаю, как заразился, скорее всего, через иглу, - говорит Вадим (ему 21 год). - Диагноз меня потряс. О том, что я болен, знают только мои родные, и даже они поначалу относились ко мне настороженно: давали отдельную тарелку, ложку. Но все утряслось. И сейчас я живу как обыкновенный человек. СПИД у меня никак не проявляется, за зиму даже не разу гриппом не болел. Я бросил колоться и пришел в церковь, потому что понял: эта болезнь дана мне за грехи. Это мой крест, я должен его нести и не отчаиваться. Люди живут со СПИДом и по двадцать, и по двадцать пять лет. Бывают случаи, что Бог исцеляет, надо только искренне в это верить. Я верю, что медики когда-нибудь найдут лекарство от СПИДа. Единственное, чего я боюсь, - это огласки. Из-за недостатка информации о СПИДе наше общество относится настороженно к инфицированным. Я не хочу, чтобы на меня оборачивались на улице или показывали пальцем.

* * *

К сожалению, ВИЧ-инфицированные Ставрополья разобщены. В крае нет объединений или обществ больных СПИДом, как в других регионах страны, а ведь самые сложные проблемы всегда легче решать сообща.

Ольга СКОКОВА