00:00, 3 марта 2006 года

Под крыло!

До недавнего времени вопросов о том, кому оберегать аэровокзалы от всякого рода посягательств и ЧП, не возникало. Ступая на территорию взлетно-посадочного комплекса, пассажиры сознательно вверяли собственные жизни и здоровье всецело в руки сотрудников службы авиационной безопасности. В условиях сохраняющейся угрозы совершения терактов аэропорты оказались в списке объектов жизнеобеспечения, которые надлежит оберегать государству. Вот российское правительство и постановило: ведомственную службу безопасности авиационных предприятий усилить вневедомственной – чтобы надежнее было. Милицейская охрана «взяла под козырек» и в составе специально созданной межведомственной комиссии приступила к изучению объектов.

В числе сегодняшних клиентов вневедомственной охраны края предприятия разные и важные. Но, как отмечают сами милиционеры, столь масштабных «подзащитных» оберегать пока не доводилось. Впрочем, сотрудники УВО в собственных силах уверены и с задачей обещают справиться. Тем более что обеспечивать комплексную безопасность международных аэропортов им и не придется. Предполагается, что на первых порах в «поле зрения» правоохранителей попадут периметры аэропортов и нефтехранилища плюс, возможно, склады.

- Целиком подменять службу безопасности авиационных предприятий мы не собираемся, - говорит заместитель начальника УВО при ГУВД СК полковник Павел Семененко. – В этом нет необходимости.

Да и что скрывать: работа ведомственных блюстителей режима в аэропортах специфическая, у сотрудников вневедомственной охраны опыта в этой области явно недостаточно. Так что службу планируется нести во взаимодействии. Кроме того, милиционеры, которым предстоит обеспечивать частичную защиту авиационных сооружений, пройдут двухнедельные спецкурсы.

Теперь о грустном. В общих чертах известен бюджет превращения воздушных вокзалов в «неприступные крепости». По самым скромным подсчетам, которые журналистам привел начальник финансово-экономического отдела УВО при ГУВД СК подполковник Юрий Лисицкий, пребывание сотрудников вневедомственной охраны на двух взлетно-посадочных объектах края будет обходиться руководству компании «Кавминводы-авиа» в 1,3 миллиона рублей ежемесячно. Сумма значительная; это понимают и в самом управлении милицейской охраны, но расценки на «безопасность» устанавливают не они. Кроме того, надо понимать, что в эти деньги включены не только зарплаты тем, кто непосредственно будет защищать воздушные ворота края. Ребят необходимо как минимум одеть, обуть, вооружить и доставить к месту службы - на собственном бензине, между прочим.

Но только лишь ежемесячной оплатой службы сотрудников вневедомственной охраны расходы на безопасность вокзалов с воздушными судами не ограничатся. Средства придется вложить и в «оборону» аэропортов. Инспектирование авиационных объектов показало, что ничего общего с форпостами, которым предстоит противостоять террористической угрозе, они не имеют. По словам Павла Семененко, полутораметровый забор из колючей проволоки не выдерживает никакой критики! А в дощатой сторожке при нефтехранилище и не развернуться вовсе. Взлетно-посадочному комплексу срочно требуется надежное бетонное ограждение по периметру. Не обойтись и без камер видеонаблюдения.

В компании «Кавминводы-авиа» инициативу властей восприняли спокойно. Однако, когда стало известно о том, что источник финансирования в постановлении правительства не прописан и, вероятнее всего, оплата услуг вневедомственной охраны ляжет на плечи авиационного предприятия, приуныли. Говорят, собственных денег на эти цели нет. Вот, если безвозмездно, тогда – пожалуйста, охраняйте.

Но с постановлением правительства спорить трудно: за невыполнение могут и к ответственности привлечь. Впрочем, в душе авиаторов еще теплится надежда, что расходы на «безопасность» удастся разделить с бюджетами различных уровней. Иначе зарплату сотрудникам вневедомственной охраны придется платить пассажирам – цена на билеты может вырасти едва ли не в два с половиной раза. А в этом случае, международные аэропорты проще закрыть вовсе, а не ломать голову над обеспечением безопасности «железных птиц» и пассажиров.

P.S. В 52 регионах страны есть международные аэропорты, но претворять в жизнь постановление правительства России пока никто не торопится.

Тем более что сроки исполнения «инструкций безопасности» в документе не оговорены. Так что, если в нашем крае вопрос охраны аэропортов силами вневедомственной охраны в ближайшее время удастся решить положительно, Ставрополье рискует оказаться первопроходцем и в этой области.