00:00, 1 марта 2006 года

Налоги – стимулятор экономики

- В программе почти 50 законопроектов, которые должны сыграть существенную роль в экономических и социальных процессах страны.Речь о совершенствовании налогового законодательства. Предстоящие здесь изменения являются ключевыми в контексте проводимых в стране реформ, которые тесно переплетаются и не могут быть реализованы в отрыве друг от друга.

- А если конкретнее.

- Одна из важнейших, например, реализация положений закона о местном самоуправлении. Нам необходимо через изменение налогового законодательства расширить доходную базу для муниципальных бюджетов. Эту задачу можно решить без пересмотра состава доходных источников местных бюджетов путем внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, методом зачисления работодателем налога на доходы физических лиц по их месту жительства - в бюджеты поселений муниципальных районов. Также целесообразно подготовить изменения в федеральное законодательство, обеспечивающие ответственность территориальных органов налоговой службы перед органами государственной власти субъектов страны и органами местного самоуправления за полноту сбора налогов.

Чтобы создать дополнительные стимулы к развитию экономики и повышению налогового потенциала, желательно дифференцировать степень самостоятельности, внимательнее отнестись к правам и ограничениям для самодостаточных в финансовом отношении муниципальных образований, получающих дотации из региональных фондов финансовой поддержки. Считаю правомерным вернуться к обсуждению вопроса об изменении статуса и зачислении транспортного налога в бюджеты муниципальных образований.

- В стране развернулась дискуссия о снижении налога на добавленную стоимость. Какова ваша позиция?

- В начале 90-х годов прошлого века ставка составляла 28 процентов. Затем была снижена до 20. Сегодня она равна 18 процентам. Раздаются голоса о снижении до 13.

Сторонники такого шага убеждены, что бизнес получит возможность инвестировать в экономику страны высвободившиеся средства. Выпадающие из-за снижения ставки доходы бюджета предлагается компенсировать за счет средств Стабилизационного фонда. Но с этим предложением не согласен Минфин России. По его оценкам, бюджет недополучит 360 миллиардов рублей. Многие депутаты нашего комитета сходятся на цифре в 15 процентов. Есть также и другие предложения по НДС.

- Простые налогоплательщики от этого выиграют?

- Думе еще предстоит взвесить последствия унификации ставки налогообложения на социально значимые товары: лекарства, продовольствие и товары для детей, которые сейчас облагаются по пониженным ставкам. Ведь все мы еще хорошо помним последствия увеличения ставки НДС на лекарства с 0 до 10 процентов, когда существенно выросли цены на медикаменты.

- Немало говорят и о снижении налогового бремени для предпринимателей.

- Среди законопроектов есть и такие, которые касаются представителей малого и среднего бизнеса. Их роль в экономике огромна, особенно для небольших городов. Сегодня в стране работает более 950 тысяч предприятий, где заняты свыше 9 миллионов человек. За прошлый год ими произведено продукции, работ и услуг на сумму около двух триллионов рублей, что составляет почти 10 процентов к ВВП. Но это не предел. Для сравнения скажу: в таких развитых странах, как Италия, Германия, Швейцария, Норвегия, этот объем достигает 40 или 60 процентов к ВВП. Так что у отечественного бизнеса есть огромные резервы для наращивания потенциала. И задача перед нами стоит конкретная: найти те налоговые механизмы, которые бы способствовали дальнейшему развитию бизнеса.

Характерный пример в этой связи - законопроект «О внесении изменений в главы 26-2 и 26-3 части второй Налогового кодекса РФ», направленный на стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Напоминаю, что уже третий год в России для малого бизнеса действует упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход. Сложившаяся правоприменительная практика показала необходимость корректировки ряда положений этой системы. Правительственный законопроект предлагал увеличить предельный объем дохода, используемого в качестве критерия возможности применения упрощенной системы налогообложения, с 15 до 20 миллионов рублей. Мы остановились на 20. Более того, по предложению комитета с 1 января 2007 года эта сумма автоматически будет индексироваться с учетом инфляции. Законодатели также расширили по сравнению с правительственным вариантом перечень расходов, которые предприниматели смогут учитывать при расчете налогооблагаемой базы.

Другое важное подспорье для малого бизнеса - это возвращение к патентам. Надо сказать, что соответствующий законопроект - сугубо «фирменное изделие» нашего комитета. Удалось восстановить в налоговом законодательстве возможность использования для индивидуальных предпринимателей специального налогового режима на основе патентов. Как известно, три года назад была отменена практика работы по патентам. И я знаю не понаслышке, как это негативно отразилось на деятельности малых предприятий и бизнесменов. Сегодня стало ясно, что это решение было неверным.

- Юрий Викторович, налоги в России называют бременем. Но они ведь могут быть и стимулом, инструментом для развития экономики.

- Законодатели делают многое, чтобы так оно и было. В числе главных «стимуляторов» - законопроект «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Правительственный вариант законопроекта ГДРФ одобрила в первом чтении в октябре прошлого года. Планируется в марте этого года принять его в целом.

Однако страсти вокруг него разгорелись нешуточные, резко звучит критика со стороны предпринимательских структур. В налоговый подкомитет Государственной Думы поступило более 750 поправок, корректирующих инициативы правительства. Многие депутаты настроены серьезно по отношению к этим поправкам и намерены дополнить Налоговый кодекс мерами по защите прав налогоплательщиков.

Разумеется, наряду со снижением ставок налога и облегчением налогового администрирования необходимо жесткое соблюдение налогового законодательства. Государство вправе требовать это, устанавливая равные правила игры для всех налогоплательщиков. Важнейший принцип, которым необходимо руководствоваться в данном вопросе, - соблюдение баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов. Это обязательно найдет отражение в законах, которые будут приниматься.

(Соб. инф.).