00:00, 1 марта 2006 года

Чем хуторские хуже городских

Разные штампы о регистрации в паспортах – это мелочь, которая мало кого волнует. Беспокоит другое. Например, то, что позвонить знакомому, живущему на соседней улице, теперь можно только по междугородной связи. Или то, что хуторянам в начале этого года установили тарифы на воду почти вдвое больше, чем деминским горожанам. А самая большая боль и обида – это то, что хуторян теперь не принимают в ставропольских больницах и поликлиниках и городская «скорая помощь» выезжает лишь в «городские» дома. Остальным деминцам в случае болезни лежит неблизкий путь в райцентр – 35 километров с двумя пересадками в Ставрополе.

К чему приводит только это неравенство в медобслуживании, мне поведала одна из хуторянок, назовем ее Верой Петровной.

- Был у меня приступ, так скрутило, что вздохнуть не могла. Муж вместе с сыном куда только не бегали. «Скорая помощь» из города наотрез отказалась выслать машину, объяснили, что мы, мол, относимся к Шпаковскому району. В местной амбулатории машин нет. До Михайловска пока до-звонились, несколько часов прошло, а потом выяснилось, что у них там на весь район машин не хватает, да и расстояния-то какие! Не знаю, выжила ли бы я, пока «скорая» из райцентра добралась. Помог случай. Городская машина «скорой помощи» приехала к ребенку в соседний дом. Родственники меня вынесли на улицу, врачи сжалились, отвезли в горбольницу. Там я лечилась четыре месяца. Перитонит! А вышла из больницы инвалидом второй группы. Еще хорошо, что жива осталась.

Надо ли объяснять, что по причине этого разделения на городских и хуторских в Демино кипят нешуточные страсти, прошло несколько митингов и сходов, собирались подписи под обращениями к властям. На эту тему уже были и публикации в прессе, и телевизионные сюжеты. Беда в том, что почти ничего конструктивного так и не предложено. И на хуторе после этого нет никаких изменений. Может и не стоило бы еще раз выступать на эту тему, если бы не существовало надежды найти в этой изрядно запутанной истории пресловутый консенсус, способный и страсти погасить, и хуторских с городскими примирить. Но вначале о самой истории.

А начиналось все в далеком 1992 году, когда был заключен договор между Деминской сельской администрацией и Министерством обороны РФ. Позже администрация Шпаковского района отвела землю под строительство возле хутора жилья для военнослужащих и военных пенсионеров. Военные строители споро взялись за дело. Так в Демино появился целый микрорайон. Квартиры здесь получали в основном отставники, служившие в других регионах России и за границей. В ордерах, которые выдавались офицерам, отслужившим в армии положенный срок, значился один из микрорайонов Ставрополя. Многие, покочевав по казенным квартирам в дальних гарнизонах, такому финалу службы очень даже были рады. А что – город южный, сытый, природой не обиженный и до моря, и до кавминводских курортов – рукой подать.

Все так. За исключением одной «мелочи», которая обнаружилась по прибытии на постоянное место жительства, – Демино даже с очень большой натяжкой нельзя назвать городским микрорайоном. Хутор, он и есть хутор. А еще поначалу отставникам портили нервы текущие крыши и протекающие швы в наспех построенных домах. Случались в этом микрорайоне неприятности с водо- и теплоснабжением.

Впрочем, офицерские семьи состоят в своем большинстве из людей, закаленных различными жизненными невзгодами. Бывшие майоры и полковники сами взялись за мастерки, армия тоже, чем могла, помогала. А еще из-за экономического кризиса 90-х годов прошлого века серьезно урезанной оказалась и вся первоначальная программа социального обустройства Демино за счет Министерства обороны. В частности, так в планах и осталось строительство в «военном» микрорайоне собственной школы и детского сада. Дети из-за этого, впрочем, не пострадали. Их без проблем принимали в хуторские школьно-дошкольные учреждения. Так бы и сосуществовали в мире и согласии микрорайон с хутором, если бы не краевой закон от 04.01.2004 г. «Об установлении границы муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края», согласно которому военный городок был включен в границы краевого центра с образованием микрорайона № 32 Ленинского района Ставрополя.

И хуторские, и городские жители Демино поначалу восприняли это разделение с юмором. А как иначе, если для того, чтобы попасть из одного муниципального образования в другое, нужно было только улицу перейти. Стоишь на одной обочине – ты в городе, перешел дорогу – оказался в хуторе. Не до смеха стало, когда хуторским вначале отрезали городские телефоны и подключили к сети Шпаковского района. Дальше – больше. Хоть и из одной трубы все деминцы воду пьют и одной канализацией пользуются, но в Шпаковском районе и в городе Ставрополе совершенно разные тарифы и на то, и на другое, и на электроэнергию…

Реформа местного самоуправления, примененная в этом конкретном муниципальном образовании, только добавила головной боли и местным жителям, и районным властям, и городским, ну а больше всего, конечно, хуторским. Вообще-то, основной смысл реформы – это по-новому выстроенная система межбюджетных отношений, и новая структура ответственности разных уровней власти «от Москвы до самых до окраин». Если в доме нет воды, а на улице освещения в ночное время – в этом виновато не федеральное правительство, и не краевые власти, а свои муниципальные органы. За конкретные школы и больницы несут ответственность тоже вполне конкретные «уровни» местной власти в городах и районах. За пенсии и зарплаты бюджетникам тоже есть ответственные рангом повыше. И у каждого такого «уровня» не только свой круг забот и мера ответственности, но и свои полномочия, свой бюджет. Все расписано, распределено, структурировано. Это – на бумаге. А на деле… Попробуйте-ка объяснить деминскому хуторянину, что за коммунальные услуги он должен теперь платить вдвое больше, чем деминский же горожанин. Ведь не поймет.

На бытовом уровне у нас едва до мордобоя дело не доходило, - рассказывает глава администрации Деминского муниципалитета А. Царицан. – На дискотеке молодежь подвыпила, ну и давай отношения выяснять – городские против хуторских. К счастью, нашлись рядом люди постарше, помирили.

Александр Васильевич уже изрядно устал «гасить» обострившиеся после новогодних праздников страсти в своем муниципалитете. А ведь многие считают, что именно поселковая власть виновата в произошедшем разделении. Ну не хотят, мол, местные чиновники портфели и кресла терять… Признаться, и я его в этом же заподозрил. Спросил напрямую. Он напрямую ответил:

- Если бы присоединили к городу не только военный городок, а весь хутор, должность мою ликвидировали – ни о чем бы не жалел. Без работы я не останусь.

А ведь все поначалу к тому и шло. История разделения поселка на две части хранится у главы в двух объемных папках. Вот письмо губернатора А. Черногорова председателю ГДСК В. Зеренкову, датированное 1997 годом: «…Правительство Ставропольского края считает нецелесообразным выделение микрорайона из состава поселка Демино и присоединения его к территории г. Ставрополя в связи с тем, что микрорайон является составной частью поселка Демино, имеет с ним общие объекты электро-, газо- и водоснабжения». Вот согласованный с представителями Минобороны план мероприятий, где записано «Предложить администрации и Думе города проработать вопрос о передаче в ведение г. Ставрополя п. Демино и микрорайона с учебной базой Ставропольской сельхозакадемии». Все шло к тому, что никакого разделения на городских и хуторских здесь не будет. Как говорится, хотели как лучше…

Получилось же так, что главе муниципального образования приходится теперь мотаться между городом и райцентром, чтобы разрешить ворох проблем. Все идет к тому, что тарифы на воду для хуторских снизят до городского уровня. Хотя окончательно этот вопрос пока не решен. Вроде бы руководителям Шпаковской центральной районной больницы удалось прийти к соглашению со своими ставропольскими коллегами. Есть устная договоренность, что всех деминцев без исключения будут принимать в больницах и поликлиниках города и «скорая» к ним будет приезжать. Однако совсем недавно прокурор района отреагировал на это – как отрезал: «предоставление жителям поселка скорой медицинской помощи за счет города Ставрополя незаконно». И, если следовать букве закона – он прав. При этом дети из приписанного к городу микрорайона ходят в хуторские школу и детский сад, которые содержатся за счет бюджета Шпаковского района. Если следовать той же букве – тоже незаконно. В общем, гордиев узел какой-то. Рубить? Так ведь и рубанули уже. По живому. И не одной Вере Петровне больно было.

А если рубить нельзя, то надо распутывать. Главный вопрос при этом – за какую ниточку потянуть. Придется начать сначала. Итак, есть город Ставрополь, к которому почему-то присоединили один микрорайон, находящийся на хуторе Демино. И есть Деминское муниципальное образование Шпаковского района, расположенное в пригороде Ставрополя. У города – свой бюджет, у района – свой, у муниципалитета – свой. И проблемы у всех тоже разные.

Начнем с муниципального образования. Поскольку в отличие от других сел и хуторов здесь нет базового хозяйства или каких-нибудь солидных предприятий – в местном бюджете пусто. За январь и февраль от здешних магазинчиков и мини-рынка в виде налогов в него «накапало» всего 11 тысяч рублей. Этих средств даже на зарплату работникам администрации не хватает. А о благоустройстве и социальном развитии хутора за счет собственных средств говорить просто не приходится. В прошлом году муниципалитет жил в основном за счет дотаций и субвенций из краевого бюджета. В нынешнем году из-за дефицитного краевого бюджета надежд на новые дотации у Демино еще меньше.

Есть город Ставрополь, у которого собственных бюджетных средств не в пример больше. Но в городе есть и другие проблемы. Например, все меньше остается площадок под строительство новых домов. Особенно в центре. Да и по окраинам городу уже некуда расти. Вывод напрашивается сам собой. Присоединив весь хутор, а не один его микрорайон, город как минимум на несколько десятилетий получит перспективу под возведение новых кварталов. При этом городским властям естественно придется раскошелиться на строительство дорог и троллейбусных линий до Демино и на благоустройство самого хутора. Впрочем, в случае воссоединения это уже будут вложения в развитие не хуторской, а городской инфраструктуры. Грех на это денег жалеть.

Есть еще и Шпаковский район, в который входит сейчас Деминский муниципалитет. Интересовался я мнениями на сей счет в районной администрации. Отношения к такой перспективе там осторожные. И вот почему. Хутор Верхнерусский ведь еще ближе к Ставрополю расположен. И село Татарка совсем рядом, и Надежда. А вдруг и тамошние селяне–хуторяне горожанами стать захотят. С чем тогда районная власть останется?

Глава администрации Ленинского района города Ставрополя Н. Хоменко свое мнение по поводу деминских проблем уже несколько раз публично высказывала. Мне она еще раз подтвердила:

- Если жители хутора на референдуме выскажутся за присоединение к Ставрополю, мы их поддержим.

Вот с чего, пожалуй, и стоит развязывать этот узел. С определения взаимовыгодных перспектив. Дальше все должно пойти легче, было бы желание и у городских, и у хуторских. Хотя и многотрудная работа им предстоит. Ведь речь идет об изменении краевых законов о границах муниципальных образований. Хотя в России, где в минувшем году объединилось несколько регионов, опыт такой уже есть.