00:00, 28 февраля 2006 года

Набор правильных лозунгов

Документ несколько смещает акценты. Так, приоритетами в нем значатся добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства (в т. ч. химическое), производство и распределение электроэнергии, газа, воды и, наконец, развитие малого бизнеса в промышленном комплексе. Губернатор А. Черногоров со своей стороны особое внимание обратил на развитие стройиндустрии. Отметим, что проект разработан в рамках реализации краевого закона о промышленной политике и на основе оценки индустриального потенциала региона. Цифры таковы: промышленность дает всего 23% валового регионального продукта и 33% налогов в бюджеты всех уровней, но зато 72% экспорта. В числе общих острейших проблем - высокий износ фондов, дефицит собственных средств (на модернизацию их попросту не хватает), низкий уровень менеджмента и неразвитость внешнеторговой деятельности. Ситуацию, разумеется, надо менять. Но как? Вопрос, конечно, интересный.

Для начала отметим, что у нового курса старые горизонты - главной целью объявлено удвоение ВРП. А для этого потребуется ускоренное развитие экономики: ежегодный темп роста объемов промышленного производства должен составлять не менее 15-20%. Сейчас он недотягивает и до 10%. По мнению министра промышленности, транспорта и связи С. Березина, одним из основных факторов в решении этих задач является значительный рост инвестиций: к 2010 году в промышленность края необходимо привлечь более 37 млрд. рублей, а также завершить работу по внедрению международных стандартов качества.

В числе других целей – создание дополнительно не менее 5 тыс. рабочих мест (в частности, надо увеличить на 15% число малых предприятий), а также ежегодный рост налоговых поступлений (на 10%) и заработной платы в промышленных отраслях (на 20%). Кстати, губернатор А. Черногоров, председательствовавший на заседании правительства, вообще предложил оценивать работу бизнеса по количеству рабочих рук. Достигнуть всего этого, по мнению разработчиков, можно через повышение производительности труда (к 2010 году – в два раза) и рост числа прибыльных предприятий и их рентабельности - за счет технического перевооружения, внедрения инноваций, снижения издержек производства, в т. ч. затрат на энергоресурсы (на 15-20%).

Что же планируется реально сделать? Например, раздел «мероприятия органов государственной власти края, направленные на достижение поставленных целей и задач» занимает всего полторы странички. И не блистает конкретикой. Скажем, «разработка предложений по созданию экономического механизма легализации теневого бизнеса» не есть сам механизм. Более четко прописаны меры финансовой господдержки предприятий.

- Вопрос промышленной политики архиважный, и нельзя отвечать на него декларациями. Думаю, обязательно надо подключать минэкономразвития края, - заметил председатель Госдумы края Ю. Гонтарь. И поинтересовался индустриальным развитием восточных районов.

- Мы эту проблему видим, - сказал С. Березин, – как видим и то, что до сих пор средства идут лишь на поддержание старых месторождений, разработка новых скважин вообще не ведется.

Надо сказать, что главный федеральный инспектор по Ставропольскому краю А. Коробейников на конкретный вопрос, сколько рабочих мест к 2010 году будет создано в Нефтекумском районе, конкретного ответа тоже не получил. Тем не менее документ был одобрен и с учетом ряда доработок будет внесен на утверждение в Госдуму края.

В региональный парламент поступят и одобренные изменения в бюджет-2006, которые надо было внести, потому что Москва уточнила объемы федеральных денег, предназначенных для Ставрополья. В итоге главный кошелек края выглядит теперь так: доходы – 24 млрд. 120,2 млн. рублей, расходы – 26 млрд. 235,1 млн. рублей. «При этом дефицит бюджета составит 2 млрд. 114,9 млн. рублей, что является максимально возможным пределом», - подчеркнул министр финансов края В. Шаповалов.

Буквально под занавес заседания вспыхнул небольшой скандал. Выяснилось, что кредиторская задолженность за капитальное строительство вырастает на Ставрополье за год чуть ли не вдвое. В ходе обсуждения дополнительного вопроса о перечне строек для госнужд стало известно, что за прошлый год кредиторскую задолженность решили полностью погасить. Между тем все знают, как она порой нарабатывается, и вице-премьер А. Воропаев подтвердил, что проблема неконтролируемой кредиторки в крае есть… В то же время, по словам заместителя председателя ПСК Л. Волошиной, профильные министры уже нервничают, что реальные объекты культуры, образования и социалки до сих пор нигде не значатся. И. Прокопенко, министр ЖКХ, строительства и архитектуры, заверил: сейчас погасим долги, а объекты включим в марте.