00:00, 27 февраля 2006 года

Ждем денежного дождя

Заседание было посвящено итогам работы комитета в 2005 году. Его председатель Александр Бобров отметил, что год выдался напряженным и сложным, но в то же время плодотворным в законодательном обеспечении агропромышленного комплекса, земельных отношений, охраны окружающей среды и природопользования.

Доля расходов на агропромышленный комплекс в краевом бюджете составляет немногим более шести процентов – 1 млрд. 588 млн. руб. Депутаты занимались поисками дополнительных путей пополнения краевого кошелька. Один из них – переработка сельхозпродукции. Рекордные урожаи мы научились выращивать, а вот переработать все это с умом, а главное, с прибылью – увы, еще нет. Многого недополучает казна и из-за слабой собираемости акцизов от реализации алкогольной продукции. Теневой оборот спиртного, отсутствие инструмента воздействия на оптовую и розничную торговлю поставили под угрозу существование всего ликероводочного производства, а заодно и виноделия в крае, уверены народные избранники.

В прошлом году комитет совершенствовал базу краевого земельного законодательства. И все же головной болью думцев остается приведение договоров аренды земель сельхозназначения в соответствие с российским законодательством. Срок истекает 28 января следующего года. И хотя время, казалось бы, еще есть, нет уверенности, что все будет так, как надо. Сплошная путаница. В крае пять-шесть, если не больше, учреждений, регулирующих вопросы земельных отношений. Как в пословице, где у семи нянек дитя без глазу. Вопрос о едином координирующем органе в этой сфере стоит сегодня ребром. Селяне проходят несколько «кругов ада», чтобы оформить свое добро в собственность. Да что там, даже руководители органов местного самоуправления не знают точно, в какую именно структуру лучше «постучаться» за консультацией по земельным проблемам. В краевую Думу поступают сотни таких обращений.

Перед депутатами в нынешнем году стоит ряд важных задач. В первую очередь, законодательно закрепить механизм государственной поддержки крестьян, причем на протяжении всего производственного цикла - от обработки земли до государственных закупок сельхозпродукции, чего сегодня нет.

- Парадоксально: чем выше урожай, тем ниже экономический эффект у самих производителей. Государство фактически самоустранилось от регулирования зернового рынка. Тем временем доходы спекулянтов растут, проведенная интервенция не решила проблем, она нужна вовремя и в большем объеме, этого мы и должны добиваться законодательно, - замечает Александр Бобров.

Парламентариев также беспокоит продолжающийся процесс банкротства сельхозпредприятий: на различных его стадиях находятся 133 хозяйства. Краевые законотворцы намерены добиваться внесения изменений в федеральный закон о банкротстве, чтобы не допустить дальнейшего разорения и разграбления предприятий.

Как никогда актуальны сегодня проблемы формирования земельно-ипотечного кредитования. Земля как залоговый инструмент не работает, хотя могла бы сослужить хорошую службу, привлечь дополнительные финансы, в которых сегодня как в воздухе нуждаются сельские производители.

Ждут не дождутся ставропольские крестьяне, когда же начнут поступать в край финансы, обещанные государством в рамках национального проекта «Развитие АПК». Как заверил первый заместитель председателя ГДСК Виталий Коваленко, сейчас и краевое правительство, и Дума ищут возможности как можно быстрее «взять» федеральные деньги. Пока, к сожалению, удается не все. Проблема в том, что федеральный центр выделяет средства на условии софинансирования и субсидирования процентной ставки по кредитам, взятым на ускоренное развитие животноводства и поддержку малых форм хозяйствования – личные подсобные хозяйства. Для строительства и модернизации животноводческих комплексов будет выделяться восьмилетний кредит с отсрочкой платежа на четыре года при субсидировании двух третей ставки Центробанка – со стороны федералов. Регионы же должны взять на себя оставшуюся треть. А это около 30 млн. руб., найти которые в условиях дефицита бюджета очень сложно.

- Приняв его в декабре прошлого года, мы не могли предвидеть условий, поставленных государством, заложен недостаточный объем средств. Видимо, правительство края должно подготовить изменения в закон о бюджете-2006 и урегулировать эту проблему, - считает В. Коваленко.