00:00, 7 февраля 2006 года

Партийная «весна»

- Михаил Владимирович, Дума - тот орган, где в сконцентрированном виде отражается жизнь общества. Каковы, на ваш взгляд, главные события прошлого, 2005 года для Ставрополья?

- Во-первых, в крае сформированы органы общественного управления на уровне поселка, села, города, района. Этим государство завершает общий контур системы управления в стране. Принципиально политика государства уже понятна и выстроена. Теперь предстоит кропотливая работа по шлифовке, отладке созданного механизма, как на федеральном, так и на краевом и местном уровнях. Но еще следует уточнить налоговое и бюджетное законодательство, прояснить полномочия каждого звена, подготовить специалистов и многое другое. На первый взгляд это может показаться чем-то обыденным, особо не примечательным, так как реальные результаты этой работы будут проявляться несколько позднее. Но это один из главных рычагов влияния на состояние общества, его благополучие и жизнеобеспечение. В этом же ряду стоит вступление в должность по представлению президента РФ губернатора края. Теперь он уже не столько народный избранник - даже если его поддерживает немалая часть населения края. Его утверждение в Думе - это лишь символическая процедура. Он - представитель президента в регионе, его «лицо» и проводник политики. Будем надеяться, что укрепление государственной вертикали проявится заметным ростом благосостояния жителей края. В-третьих, я бы отметил относительно стабильную социально-экономическую ситуацию. Без чего невозможны да и не имеют смысла никакие успехи и достижения.

- Кстати, об успехах. Ведь не секрет, что от простого выживания пора переходить к развитию.

- Да, есть территории, где динамика ярче, и на их фоне Ставрополье выглядит скромно. Но справедливости ради следует отметить, что в основном это либо сырьевые регионы, либо имеющие богатое постсоветское наследие в виде мощнейших производственных комплексов. Тем не менее, если судить по краевому бюджету, то позитивная динамика налицо. Но, я думаю, главным критерием развития должен быть уровень жизни населения, а не отдельных, особо преуспевающих граждан. А здесь пока заметных успехов не наблюдается. Особо показательной в этом смысле является ситуация с урожаем. Мы по привычке считаем вал, а не доходность. А что же конкретно получил труженик села, товаропроизводитель? Этот вопрос являлся предметом обсуждения в Думе, правительстве края, и сегодня есть партийные инициативы, соответствующие программы. Но, к сожалению, я не видел, чтобы они выносились на широкое публичное рассмотрение. А это, на мой взгляд, издержки того, что если раньше губернатор старался отчитываться перед населением, то сейчас он подотчетен лишь президенту. Но, я думаю, представление к назначению губернаторов партиями, победившими в регионах, частично восстановит связь с населением.

- В последние годы в стране ведется целенаправленная политика на усиление роли партий. Но в России политическая жизнь сильно централизована. И сейчас активность партий заметна лишь «наверху», а на периферии она близка к нулю. Удастся ли «разбудить спящих», в том числе и законодательными мерами?

- Безусловно. Выборы в органы власти всех уровней приобретают отчетливо выраженный партийный характер. Даже если ты избран по одномандатному округу, то в дальнейшем тебе придется примкнуть к той или иной фракции или депутатской группе, чтобы действительно быть эффективным и полезным своим избирателям. Один в «политическом поле» уже не воин. Время одиночек проходит.

Не могу согласиться с тем, что политическая жизнь в крае пассивна. Да, два-три года назад это ощущалось. А на сегодняшний день Аграрная партия имеет четко выстроенную программу, цели, задачи, «Родина» усиливает свои позиции. Никогда не уходил в тень СПС. По-прежнему весомо заявляет о себе КПРФ. Ну, и, конечно, «Единая Россия» - ее активность очевидна. Так что сейчас для региональных партий наступила «весна». Идет оценка ситуации, сил, наработка приоритетов.

- Вы стояли у истоков выстраивания системы местного самоуправления на Ставрополье. Были вице-президентом Ассоциации муниципальных образований Юга России, членом всероссийского Конгресса, президентом краевой ассоциации АМОСК. А совсем недавно возглавили рабочую группу по созданию краевого отделения Всероссийской общественной организации «Самоуправление России». Не является ли это попыткой войти в одну и ту же воду дважды?

- Однозначно - нет, ведь, образно говоря, и воды-то уже почти нет, одно лишь пересыхающее русло. А потому считаю своей задачей создать полнокровное, полноценное сообщество местных властей и наиболее активной категории парламентариев местного уровня, буквально реанимировать и твердо поставить на ноги само муниципальное движение. Ведь существующий ныне в крае Союз муниципальных образований был создан как альтернатива АМОСКу. Но АМОСК по сути прекратил свое существование, а Союз замер. Он существует как бы сам по себе, а все важные жизненные процессы, которые переживают муниципалитеты, проходят мимо. Но решение многих насущных проблем главами поселений поодиночке практически невозможно. Значит, надо объединяться и сообща работать над становлением местного самоуправления. Сейчас полным ходом идет строительство краевого отделения «Самоуправления России». Важно то, что мы создаем не какой-то очередной «междусобойчик». Эта организация призвана решать поставленные президентом РФ задачи. Наше объединение позволит учитывать проблемы муниципальных образований самого разного типа, вырабатывать единые, приемлемые для всех подходы к их решению, добиваться принятия необходимых решений от органов власти.

- В местном самоуправлении одним из важных моментов является работа всей системы жизнеобеспечения поселений: от водоснабжения до уборки мусора. Плюс к тому населению предстоит выбрать способ управления обслуживанием домов. Все ли здесь на Ставрополье гладко?

- Вопросов больше, чем ответов. Вступление в силу Жилищного кодекса в части управления жильем перенесено с марта 2005 года на январь 2007 года не случайно. Во-первых, отсутствует элементарная разъяснительная работа, а это, в свою очередь, следствие недостаточной ясности, четкости понимания ситуации самими органами власти. Во-вторых, не создана необходимая конкурентная среда. Нет реальной альтернативы ныне действующим МУПам и ГУПам. Ведь обслуживающие компании должны иметь материально-техническую базу и нести полную ответственность за свою работу. Но главное – нет квалифицированных кадров. Необходимо подготовить тысячи специалистов, которые должны понимать не только техническую, но и правовую стороны вопроса. В-третьих, отсутствуют средства на проведение всей этой масштабной работы. Ведь необходимо выполнить оценку строений, земли, разделение коммуникаций по принадлежности, что требует многомиллионных затрат. Так что это вопрос не одного дня. Пока же население вновь брошено один на один с этой проблемой.

- Вы около 10 лет возглавляли город Ставрополь и сегодня, наверное, можете судить о его состоянии, идущих в нем процессах.

- Ставрополь живет насыщенной жизнью. Я его всегда любил и люблю за красоту, своеобразие, неповторимость. И мне приятно, что город динамично развивается. Зная его, что называется, изнутри, вижу твердые перспективы в развитии экономики, социальной сферы, благоустройства. Важно лишь, чтобы многочисленные программы по развитию инфраструктуры получали поддержку и понимание населения. Одна из основных проблем, которую необходимо решать, - это транспортная перегруженность улиц. Городские власти работают над ее решением, но одному лишь муниципалитету сделать это крайне сложно. А потому как депутат ГДСК от Ставрополя готов включиться в эту работу. Говоря о городе, хотел бы привести один очень показательный пример, не типичный для нашего времени. Так, на строительство акушерского корпуса были привлечены десятки разных организаций. Город сумел создать дух здоровой соревновательности, напоминающий самые лучшие времена всенародных строек. В итоге практически заново, в рекордные сроки построен современный акушерский корпус. На мой взгляд, это опыт, достойный самого широкого применения.

- А что вы делаете для избирателей в вашем округе?

- Скажу, что моя депутатская работа идет относительно ровно на протяжении всего срока. Веду прием граждан, поступает много просьб, обращений, предложений. Это рутинная, внешне неприметная, но реальная работа, требующая немало времени и усилий. Кроме того, помогаю в решении городских проблем. Так, при моем участии построены стадион в школе № 1, спортзал школы № 2, тот же акушерский корпус и многое другое. Однако приоритетом для себя считаю законотворческую деятельность: ведь важнее не популистское латание дыр, а создание эффективной работающей системы управления.

* * *

Официальный сайт Государственной Думы Ставропольского края www.dumask.ru

М. ГРИГОРЬЕВ