00:00, 7 февраля 2006 года

Молчание - знак...?

В пользу частных компаний поступило 631 заявление и почти 13 с половиной тысяч - на переход в негосударственные пенсионные фонды. Но, как выяснилось, вовсе не ставропольцы были активными волеизъявителями: 12,5 тысячи заявлений, как рассказали в фонде, поступило из соседних республик. Особенно много из Кабардино-Балкарии. В нашем отделении на вопрос, чем же оно так приглянулось трансферагентам (организациям, уполномоченным принимать заявления и именно через них шел основной вал), пожимают плечами: «И сами бы хотели знать». Впрочем, тут все по закону. В нем для нашего удобства предусмотрено, что мы можем направить свое заявление в любое отделение ПФР, хоть на Камчатку.

В прошлом году частным управляющим компаниям, наконец, было позволено снять обет молчания и раскрыть информацию о том, как они сработали за 9 месяцев 2005-го. Понятно, обо всех 55 ЧУКах мы тут рассказывать не будем. Но вот если обобщить результат… Доходность до 10% получили две компании; доходность до 20% - 20 компаний; доходность до 30% у 14 компаний; свыше 30% доходности получили 14 компаний. А вот доходность государственной управляющей компании от инвестирования средств пенсионных накоплений за 9 месяцев 2005 г. составила 12,5%. (Внеш-экономбанк имеет право вкладывать средства только в госбумаги и госипотеку.) По-моему, информация красноречива.

Инертность большинства будущих пенсионеров, судя по всему, вызывает тревогу у проводников пенсионной реформы, ибо ставит под вопрос ее смысл. Вот, например, мнение заместителя управляющего краевым отделением ПФР Ирины Шинкаренко.

- Мы понимаем, что какой-то процент граждан не написал заявление (о переходе под крыло ЧУКа или НПФ. – Авт.) осознанно, тем самым отдав предпочтение государственной управляющей компании. Но многие застрахованные лица просто пассивны и не используют шанс выбора, данный государством. Они не желают искать информацию, анализировать, разбираться в ситуации и принимать решения. Это беспокоит. Инфляция поглощает и без того скудные отчисления работодателей на накопительную часть пенсии. Отдавая предпочтение государственной управляющей компании, граждане тем самым стремятся получить государственные гарантии, одновременно соглашаясь на не самую, мягко говоря, высокую доходность от управления средствами пенсионных накоплений. Наверное, стоит еще раз напомнить, что и частные управляющие компании, и государственная компания несут одинаковую ответственность за средства пенсионных накоплений перед государством и Пенсионным фондом России. То есть гражданин в любом случае имеет право на получение трудовой пенсии. Поскольку именно государство определило, какие компании имеют право заниматься инвестированием пенсионных накоплений. Пусть человек сам выберет любую из 55 ЧУК, но не он, а ПФР заключит с ней договор. И если компания, не дай бог, прогорит, то «выяснять отношения» будет ЧУК и ПФР, при этом будущий пенсионер не лишится своих накоплений.

А вот при выборе НПФ договор заключается между ним и конкретным «Ивановым». В этом случае негосударственный пенсионный фонд сам решает, в какую ЧУК передать деньги под управление, а государство не несет никакой ответственности за накопительную часть пенсии.

Есть и другая информация, которая, пожалуй, заставит задуматься тех, кто «молчит». В конце прошлого года на сайтах, посвященных пенсионным вопросам, появились сведения о возможно грядущих кардинальных мерах в отношении «мертвых капиталов». В частности, говорится о том, что Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) в начале 2006 года направит в правительство поправки к закону об инвестировании средств пенсионных накоплений, предусматривающие передачу средств «молчунов» (о каких суммах идет речь, пока не ясно) в управление частным управляющим компаниям.

Уж не знаю, насколько реальны подобные перспективы и какие будут механизмы передачи средств, но мне лично не хочется, чтобы за меня кто-то решил, куда девать мои кровные…

Кстати, мы поинтересовались в ПФР, когда появятся первые пенсионеры, имеющие сегодня накопительную часть. Законодательство, как помним, претерпевало изменения.

Итак, с 2002 года по 2004 год накопительные страховые взносы уплачивались работодателем за мужчин не старше 1953 года рождения и за женщин 1957 года рождения и моложе. Потом ситуация изменилась, и с 2005 года накопительные взносы поступают в ПФР за работников не старше 1967 года. Значит, мужчинам 1953 года рождения будет по 60 в 2013 году, а женщины 1957 года рождения достигнут пенсионного возраста в 2012 году, то есть всего через шесть лет.

Конечно, вряд ли стоит думать, что на пенсионные накопления мы, как заграничные дедули и бабули, сможем позволить себе кругосветный круиз, но если денежки безвозвратно будут съедены инфляцией, то в этом еще меньше радости. Впрочем, многое зависит от размера зарплаты и того, кому доверим управлять накопительной частью пенсии. Пока что мы в большинстве своем молчим. Говорят, молчание знак согласия, но с чем же тогда мы так упорно согласны?