00:00, 1 февраля 2006 года

Мастер на все руки

Биография этого человека слилась с театром в 1968 году. Переехав с семьей в Ставрополь и находясь в поиске работы, А. Шмерего случайно встретился с заведующим постановочной частью храма искусств. Он и пригласил Александра Владимировича в театр как инженера-технолога мебельного производства. Мастер на все руки сразу сумел и удивить, и внушить уважительное отношение к его профессионализму. Тогда ему на пробу предложили изготовить мебель для готовившегося к выпуску спектакля.

- Как сейчас помню, каждый элемент тех декораций, - рассказывает Александр Владимирович. - Мне поручили сделать старинные кресла и напольные часы. Выпускались «Последние» Горького. Оформлял спектакль Иван Лепаловский. Считаю, что он был одним из самых профессиональных театральных художников, с кем мне приходилось работать. А сколько их всего было, я и со счета сбился давно. Считайте сами: шесть-семь новых постановок в год, и так на протяжении почти 38 лет. Иван Васильевич основательно относился к своей работе. Каждая деталь в его сценическом оформлении была продумана, конструктивно решена. И в то же время - по-настоящему художественна. Меня часто спрашивают, у кого я учился. Пожалуй, Лепаловского я бы мог назвать своим учителем.

В течение четырех последующих лет А. Шмерего руководил столярным цехом театра. Позже, в 1972 году, по просьбе директора, возглавил все производство. Заведующий постановочной частью - это такая должность, что в кабинете сидеть не приходится. Ее можно сравнить, наверное, с работой прораба на стройке. Получив эскизы и чертежи нового спектакля, разместив их в производственных цехах театра, надо неустанно следить за выполнением, продумывая все до мелочей. Как наиболее разумно, не потеряв замысла художника, выполнить ту или иную деталь декораций. Дворцы, леса, горы, египетские пирамиды и многое другое надо сделать так, чтобы было не просто красиво, но и удобно собирать-разбирать, хранить, перевозить во время гастролей. А еще к каждому спектаклю шьются костюмы, обувь, изготавливается реквизит - за точность и своевременность исполнения спросят с завпоста, как принято называть его в театре.

Еще в те давние годы Александр Владимирович понял, что есть одно недостающее звено в театральном производстве Ставропольского драматического: все металлические конструкции приходилось заказывать на заводах. Это не просто неудобно и дорого, но и очень хлопотно, так как человеку, не знакомому с особенностями изготовления театральных декораций, очень трудно бывает втолковать желаемое. Проведя не одну бессонную ночь в попытках довести до ума полученный заказ, Шмерего предложил создать слесарный цех в театре. Директор начинание поддержал, а всю организацию пришлось взять на себя Александру Владимировичу. Он очень любит вспоминать, как по крупицам создавался цех. Как своими руками, в свободное от работы время, обустраивал его, прилаживал каждую мелочь. Вот уже 24 года в театре нет проблем с выполнением любых, даже самых сложных декораций.

- Теперь оформление некоторых спектаклей так грандиозно, что сравнимо с настоящим строительством, - говорит Александр Владимирович. - Сегодня на рабочем столе заведующего слесарно-механическим цехом театра (должность завпоста он несколько лет назад передал молодым) уже лежат чертежи декораций нового спектакля. Первого в этом году.

Александр Владимирович со свойственной ему скрупулезностью вдохновенно трудится над изготовлением особых металлических конструкций, благодаря которым магия сцены сработает еще эффективнее.

Гелена ЛУГАНСКАЯ