00:00, 31 января 2006 года

Стоят водочные заводы края

В частности, по этой причине, как пояснил заместитель руководителя УФНС края Г. Посохин, простаивают сегодня алкогольные предприятия не только в крае, но и по всей стране. Причина банальная – невозможность следовать «букве» новой редакции закона о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции. Этим документом предусмотрены значительные изменения правил игры на алкогольном рынке. Во-первых, упраздняются акцизные склады, и соответственно акцизы в бюджет будут платить теперь сами производители. Во-вторых, старые образцы федеральных и региональных марок, которые наклеивались на бутылку, упраздняются. Их должна заменить единая специальная марка с более высокой степенью защиты от подделок и свободным «окошком», в которое предприятие-изготовитель будет вносить свой штрих-код, дабы можно было проследить весь путь движения товара. Так вот, маркировать ликероводочную продукцию пока нечем. Потребность края составляет 40 млн. марок. Именно такое количество и заказала наша налоговая служба, а получено всего 1,8 млн. штук. Но даже это малое количество в работу запустить пока не представляется возможным: регламент выдачи производителям новой маркировки пока не разработан. Налоговики надеются, что он будет утвержден уже в ближайшее время. Но даже после этого предприятия не возобновят производство, потому что информацию о выдаче новых «наклеек» надо еще обязательно внести в единую систему учета движения алкогольной продукции, а необходимой для осуществления этой операции электронной программы пока нет. Проблема решается только на федеральном уровне, поэтому сведения о ближайших перспективах весьма противоречивы.

Собственно, тают водочные запасы и на оптовых складах, а скоро, возможно, и совсем будет прекращена отгрузка товара в магазины. Представители отрасли и сами налоговики считают, что в конечном итоге при сегодняшнем раскладе пострадают и производители, и потребители, и российская казна. Сегодня можно «лить» продукцию только для экспортных поставок. Это само по себе неплохо. Но есть и еще одно, мягко скажем, не очень хорошее обстоятельство. Импортная продукция поступает на наш рынок беспрепятственно. Тогда как наша алкогольная промышленность простаивает.

Напрашивается еще один вывод: если в ближайшее время ситуация не изменится, то место легальных производителей на рынке займут теневики. По оценке экспертов, объем «левой» водки на рынке может составить 80 млн. декалитров на сумму 350 млн. долларов.

Много проблем у налоговой службы и в связи с проведением муниципальной реформы, в рамках которой сформирован «пакет налогов», которые будут наполнять местные бюджеты. Теперь забота об этом перекладывается на местную власть, но далеко не везде это осознали до конца. Поэтому инспекционные и просветительские поездки налоговиков по краю будут продолжаться. Во многих территориях не решены элементарные вопросы, например, как бабушка сможет заплатить налог, если отделение банка за 20 километров от ее хутора. Что касается передачи муниципалитетам информации о недоимщиках, то по этому поводу Светлана Марченко сказала следующее: ответ по таким запросам направим «по первому зову». В наступившем году это будет делаться в электронном виде ежемесячно. Случай в Невинномысске, где в такой информации муниципалитету отказали, назван ею недопустимым.

А в общей сложности изменений в налогообложении нас ждет достаточно. Ставки акцизов в очередной раз увеличатся. По-другому будут платиться лицензионные сборы – не ежегодно, как раньше, а за весь срок действия разрешительного документа. Пусть незначительно, но уменьшились ставки единого социального налога. Увеличен не-облагаемый налогом размер стоимости подарков и выигрышей – с 2 до 4 тыс. рублей. Большие перемены в порядке наследования. С 1 января близкие родственники могут получать наследство без посредничества налоговой инспекции. А вот дарственных, похоже, будет оформляться меньше: если вещь предназначена не близкому родственнику, то 13 процентов ее стоимости придется заплатить в доход государства.