00:00, 13 января 2006 года

Кредитная ловушка

Одно время, - рассказывает заведующая отделом Вера Иванова, - поступали жалобы от абонентов «МТС», не согласных с суммами, выставленными за услуги. Была организована проверка совместно со специалистами Федеральной службы по надзору в сфере связи. Жалобы касались тарифного плана «Джинс». Обнаружилось, что в письменном виде договоры с абонентами не заключались, на руки выдавались только правила этого тарифного плана, не подписанные никем. Оператор все объяснял тем, что это - публичная оферта (так называется договор на оказание услуг), которая и не должна подписываться. Однако в соответствии с Гражданским кодексом оферта выражает намерения определенного лица, сделавшего предложение, а значит, под ней должна стоять его подпись.

Выявлены нарушения требований двух законов – «О связи» и «О защите прав потребителей» в части того, что между оператором и абонентом в обязательном порядке должны быть оговорены все существенные условия договора. В данном случае «МТС» давала связь и после того, как на счете заканчивались деньги, предоставляя эти услуги в кредит. В тарифном плане «Джинс» написано, что оператор вправе их приостановить, когда остаток на лицевом счете абонента равен нулю. И вот это слово «вправе» вводит в заблуждение. Его можно понять двояко. Обычно многие из нас рассуждают так: если я разговариваю, наверное, у меня еще деньги остались, а когда они израсходуются, меня отключат. Самостоятельно же рассчитать, когда закончатся деньги, человек не может.

Так, один абонент уехал в Астрахань, где пользовался услугами «МТС», а потом получил счет на 28 тысяч рублей. Сначала за месяц ему выставили одну сумму, потом за это же время, но два месяца спустя - новый, уже выросший счет. Оператор все это объяснил дозагрузкой роуминговых файлов. Эти тарифы обсчитывает специальная биллинговая система, которая установлена в Краснодаре. Обратившийся к нам за помощью потребитель был подключен в Ставрополе, но услуги получал в другом городе – Астрахани. Из-за задержки передачи данных по этому поводу и произошло увеличение счета. Если бы при нулевом счете абонента сразу бы отключили, он не попал бы в такую ловушку. Получается, что до того как у меня появится ноль на счете, я оплачиваю услуги авансом, а после этого они мне предоставляются в кредит - без моего ведома и согласия. Между тем, порядок оплаты является существенным условием договора. Поэтому с абонентом все это обязательно должно быть оговорено, чего в данном случае оператором связи сделано не было.

Проверяющие пришли к однозначному выводу – после того как остаток на лицевом счете абонента стал равным нулю, оператор изменил систему оплаты. В одностороннем порядке. Чего делать нельзя. Это является нарушением федеральных законов. По итогам проверки Федеральная служба по надзору в сфере связи выдала «МТС» предписание об устранении выявленных недостатков.

При содействии отдела защиты прав потребителей комитета экономического развития