00:00, 11 января 2006 года

В лечебный парк – по билетам

На совещании генеральный директор ФГУ «Федеральный медицинский центр Росимущества» Лейла Торопеева заверила губернатора и членов правительства края, что ровно через год она готова встретиться в таком же формате и доложить, что сделано по каждому объекту. Реализовывать же обещанное предстоит новому директору филиала Центра, директору санатория имени Г. К. Орджоникидзе Илье Вишневскому.

Корреспондент «СП» беседует с Ильей Викторовичем о нынешнем и завтрашнем дне Кисловодского курортного парка.

- Поясните, пожалуйста, каким образом парк перешел в оперативное управление Федерального медицинского центра?

- В феврале 2002 года тогдашний премьер-министр Российской Федерации Михаил Касьянов подписал постановление № 112 о разграничении прав собственности, а уже к концу года профсоюзы перестали обслуживать парк. Буквально за два – три дня директор АО «Кавминкурортресурсы» Виктор Васильевич Юрьев вынужден был его принять. За несколько месяцев он сделал немало полезного. А уже потом парк перешел к Федеральному медицинскому центру и, думаю, на многие годы.

- Тем не менее споры вокруг имущества, которое находится в парке, продолжаются...

- В 112-м постановлении говорилось, что весь Кисловодский лечебный курортный парк переходит в федеральную собственность государства. Но когда М. Касьянов его подписывал, в так называемом третьем списке фигурировало такое понятие, как имущественный комплекс Кисловодской бальнеогрязелечебницы. Никому и в голову не могло прийти, что в имущественном комплексе какой-то больницы могут находиться питомник, теплицы (в которых выращивали рассаду для парка), гаражи, боксы для техники, обслуживающей парк. Попали в этот список и участок «Первый», участок «10-летия Октября», то есть расположенная в центре парка база бывшего «Зеленстроя».

Сейчас профсоюзы все это пытаются распродать. Как они намерены это осуществить, не знаю. Ведь вся земля под объектами - федеральная. По закону, без нашего согласия они ничего реализовать не могут. Но в жизни всякое бывает...

- Некогда замечательный плавательный бассейн возле «Долины роз» уже полтора десятка лет бездействует и все больше и больше разрушается...

- Этот олимпийский бассейн, как выяснилось, тоже входит в «Имущественный комплекс ЛПУ «Кисловодская бальнеогрязелечебница». Сами профсоюзы его восстановить не могут. Но и передать объект по остаточной стоимости с баланса на баланс федеральному государственному учреждению отказываются.

- В парке за последние годы появилось множество частных торговых точек, кафе. Под видом реконструкции шахматный павильон превращают в многоэтажный бетонный бункер, обрастают на прилегающей территории какими-то бетонными стенками «Храм воздуха» и «Чайный домик»...

- С помощью губернатора края мы будем собирать документы и передавать их в компетентные органы для получения правовой оценки. Мы не силовая структура, чтобы за кем-то гоняться или препятствовать строительным работам. Но тем не менее всех предупредим о неправомочности их действий. А предприниматели хотят рисковать - пусть рискуют. Мы никого сносить бульдозером не собираемся. Будет нормальное оформление юридических документов, как это следовало сделать еще два года назад. И эти предприниматели просто разорятся. Им станет невыгодна подобная деятельность.

- А какие требования к обосновавшимся в парке частникам вы намерены предъявить?

- Как собственники земли, на которой расположены все эти объекты, мы зададим несколько вопросов, и владельцам придется на них ответить. Первый: законно ли приобретались объекты? Если законно, то возникает второй вопрос: как оформлены земельные участки? Если и здесь все в порядке, то мы посмотрим, действительно ли данное кафе осуществляет свою деятельность в пределах выделенного участка. К сожалению, многие самозахватом заняли соседние площадки. И, наконец, мы будем требовать, чтобы деятельность частных предпринимателей не наносила экологического ущерба и отвечала существующим для объектов лечебного назначения санитарно-эпидемиологическим нормам. Ясно, что музыка, которая с утра до вечера доносится из кафе, мешает отдыхающим, особенно пожилым людям. И дым от мангалов не слишком приятен. Тем более у нас есть фотографии, доказывающие, что на дрова шашлычники пилят совершенно здоровые 40 – 50-летние ясени и дубы.

- А стихийная торговля, особенно в нижнем парке? Иной раз глянешь на это торжище и возникает ощущение, что Кисловодский парк скоро превратится в новую «Людмилу»…

- Буквально на днях мы направили письмо мэру Кисловодска, где сообщаем, что с 10 декабря 2005 года розничная торговля и осуществление иной предпринимательской деятельности на территории Кисловодского лечебного курортного парка и на территориях, прилегающих к Главным нарзанным ваннам и Нарзанной галерее, запрещена. Разрешения, выданные ранее любыми инстанциями, считаются недействительными. Запрет может быть снят лишь в отношении предпринимательской деятельности в специально оборудованных помещениях, если она отвечает тем требованиям, о которых я уже говорил. До конца года запрет не распространяется на художников–профессионалов, которые выставляют и продают картины у входа в парк. Но на 2006 год им необходимо оформить разрешение в нашем филиале. В этой связи мы и просим городскую административную комиссию рассматривать протоколы о нарушениях данного приказа.

- Но ведь торговля платками на территории парка была запрещена и ранее. Время от времени человек в милицейской форме подходил к торгующим, требовал свернуться. Но ничего не менялось. В лучшем случае «коробейники» переходили на другое место...

- Стихийная торговля – это еще и угроза безопасности. Кто знает, что торговцы проносят в парк в своих огромных баулах? Если патрульно-постовая служба милиции не сможет справиться с ними, а также с вандалами, которые постоянно разбивают фонари, ломают указатели, переворачивают лавочки, то придется ставить вопрос об ограждении парка и создании собственной охранной структуры. Тогда отдыхающие будут входить в парк по своим курортным книжкам, а остальным придется покупать билеты.

- В последнее время все чаще приходится слышать нарекания отдыхающих по поводу засилья спортсменов в лечебном парке.

- Я против спорта ничего не имею, однако тоже не понимаю, почему превратили в стадион, скажем, «Долину роз». Площадь парка позволяет заниматься бегом на каких-то боковых дорожках. Мы даже думаем создать маленькие спортплощадки для разминки спортсменов. Но тоже в стороне от основных терренкуров. Видимо, придется проводить индивидуальную работу с заезжающими командами через руководителей санаториев, которые их принимают. А также взимать со спортсменов дополнительный сбор на благоустройство дорожек.

- Каскадная лестница – визитная карточка Кисловодского лечебного парка. Намерены ли вы ее восстановить и когда?

- Намерены. Но когда, не знаю. При нынешнем уровне финансирования это невозможно. По сути дела, лестницу надо полностью перебрать, заменить многие детали, придется откуда-то везти блоки песчаника. По самым скромным подсчетам, такая реконструкция обойдется миллионов в 60.

- Многие терренкуры также находятся в плачевном состоянии. Знаменитая «туристская тропа» больше года закрыта из-за обвала. А ведь это имеет прямое отношение к лечебной функции парка...

- Сейчас мы создаем отдел капитального строительства, который и будет выполнять функции заказчика-застройщика. Кроме того, через ОКС можно использовать ресурсы других государственных структур. Например, тот же Кисловодский лечебный курортный парк одновременно является памятником культуры. Соответственно министерство культуры сможет заключить соглашение с нашим отделом капстроительства и профинансировать реконструкцию памятников культуры и архитектуры, которые находятся у нас на балансе.

- А непосредственно через Федеральный медицинский центр сколько денег поступит на содержание Кисловодского парка в 2006 году?

- Точную цифру пока назвать не могу. Но не меньше, чем в прошлом.

- И через сколько лет Кисловодский курортный парк станет образцом ландшафтной архитектуры?

- Маниловщиной заниматься я не собираюсь. Программа-минимум – восстановить хотя бы то, что было в 80-е годы, и обеспечить чистоту и порядок.