00:00, 29 декабря 2005 года

Один раз шагни…

К сожалению, ситуация типична для России в целом. Смертность перекрывает рождаемость, до 2016 года, по прогнозам демографов, этот процесс будет продолжаться, во всяком случае на селе. Отсюда – пустеющие учебные здания, падающая рабочая нагрузка учителей, тревоги родителей учеников, головная боль финансистов: затраты на годовое содержание одного школьника в сельской местности, например, на Ставрополье, определены в семь-восемь тысяч рублей, а в малокомплектных школах края доходят до 20-29 тысяч. И как ни сетуй, как ни ищи виновных, реальность такова: в ближайшее время нам из демографического кризиса не выбраться.

И если бы только проблемы экономические! Чем дальше, тем больше становится понятно и другое. Малокомплектное, до двухсот детей, учебное заведение чаще всего не в состоянии дать хорошее образование. Нет мотивации к получению новых знаний не только у учеников, но и у многих учителей, нет современной лабораторной базы… Результаты контрольных работ, проводимых министерством края ежегодно, показывают, что качество знаний в «малокомплектках» мелких населенных пунктов на 15-20 процентов ниже, чем в школах районных центров и больших сел, не говоря уж о городских.

Что предлагается в качестве панацеи? В соответствии с концепцией оптимизации и реструктуризации школьной сети совсем малочисленные школы из средних и основных (девятилеток) должны стать начальными. Те, что побольше, но до определенной нормы недотягивают, превратятся из средних в основные. Возможно присоединение к начальной школе детского сада либо наоборот (модель – «школа-сад» в крае уже давно отработана). Освободившиеся при этом здания рекомендовано перестраивать под квартиры для педагогов и других бюджетников.

Дети же из средних и старших классов будут ездить в близлежащие села, в райцентры, где есть крупные общеобразовательные учебные заведения. Понятие «пешеходная доступность школы» исчезнет из образования, и это первое, что вызывает протест населения. Минувшей осенью в Невинномысске пробовали объединить в одну две средние школы, расстояние между которыми – метров 600. Десятых классов в этом случае получалось четыре, и можно было переходить к более полноценному профильному обучению – но родители так взволновались, что проект не состоялся. В сфере конфликта интересов оказались не только семьи учеников: руководители одной из школ фактически теряли свои должности, некоторые учителя – привычную нагрузку (и возможность не обновлять рабочие планы и не осваивать новые учебные программы). Короче говоря, гладко было на бумаге…

Вот почему таким насущным, на мой взгляд, является вхождение Ставропольского края в общероссийский проект Национального фонда подготовки кадров по реструктуризации сети учреждений общего образования. Началу этого эксперимента был посвящен семинар в Кисловодске, который проводил краевой институт повышения квалификации работников образования при участии министерства образования СК. Эксперимент - это ведь постепенная отработка сложного в содержательном и социальном плане проекта, возможность отсеять зерна от плевел, создать адекватные рекомендации, а не тыкание пальцем наугад: этих переведем, этих перепрофилируем…

Семинар, по сути, превратился в большой круглый стол, где оценивали предлагаемые преобразования по-разному. Так, соглашаясь с необходимостью перемен в целом, министр образования СК Алла Золотухина говорила о взвешенности каждого шага в этом направлении, напомнив, что в Финляндии, которая несколько лет назад провела реструктуризацию и перешла на подвоз детей в опорные школы, сейчас подумывают, не вернуть ли все назад… С тем, что рубить сплеча никак нельзя, согласились все, но высказывалось и мнение, что опыт Финляндии и других европейских стран к нашим реалиям не применим. (Как известно, Россия по численности населения сейчас находится в мире на седьмом месте, а по плотности – аж на двадцатом). Звучали предложения не детей из малонаселенных сел возить на учебу в райцентр, а учителей из райцентра – к ним и т. д.

Суть эксперимента, который будет проводиться в Ставропольском крае, изложил в докладе заведующий кафедрой общественных дисциплин СКИПКРО Владимир Покасов. Определены три пилотные территории с разной структурой образовательной сети. Это Железноводск, где уже девять лет существует автономная школа III ступени и будет отрабатываться модель профильной школы для городской местности. Андроповский район, в котором краевой эксперимент по реструктуризации идет уже больше двух лет, организован ресурсный центр для учащихся II и III ступени, налажен подвоз детей из других населенных пунктов школьными автобусами. И, наконец, Апанасенковский район – типичная восточная территория края со своими особенностями и проблемами, в частности, демографической.

Поэтапный эксперимент рассчитан до 2010 года. Хочется надеяться, что один из этих шагов-этапов непременно будет связан с информированием родителей нынешних и будущих школьников, кропотливой работой с ними. Как это было, к примеру, в Ленинграде в восьмидесятые годы, когда северная столица не только создала мощную сеть профтехучилищ, но и убедила семьи, что учиться там перспективно и престижно для их детей. Это был колоссальный труд по формированию общественного мнения. Хорошо забытое старое, как известно, способно помочь новому.