00:00, 29 декабря 2005 года

О рынке без мифа

Я предположил, что данная отрасль от этого ощутимо пострадает. Он нашел иное слово: «катастрофа». И столь пессимистичное предположение аргументировал такой фразой: «Мы никак не поймем, что рынок - это регулируемая организация производства...». И стал приводить примеры о том, что для эффективного управления не хватает самого элементарного: достоверной информации. Что сегодняшний предприниматель, к сожалению, все еще надеется на авось и ориентируется прежде всего на соседа, который вдруг на чем-то начал зарабатывать.

Тут и я примеры нашел. Если быть наблюдательным, то предпринимательскую моду можно у нас в крае изучать по проспекту Карла Маркса краевого центра. По тому, как меняется профиль торговых точек, без всякого мониторинга легко догадаться, где нынче навар лучше (куда сосед успел первым). Было время, там множились магазинчики, торгующие бытовой техникой и электроникой. Затем начали размножаться лавки и лавчонки по продаже сотовых телефонов. Магазины спортивной одежды. Нынче свою нишу здесь заняли и игровые клубы.

Можно не сомневаясь, угадать, кто быстрее сменит вывеску....

По обилию рекламы производителей окон, публикуемой в последнее время в бесплатной газете, еженедельно накрывающей Ставрополь рекламным туманом, можно уверенно предположить, что в их числе уже есть претенденты на банкротство.

В краевом центре на улице Коста Хетагурова в пятидесяти метрах от проспекта К. Маркса есть маленькое помещение, по которому можно делать аналитический срез профессиональной подготовки нынешнего предпринимателя. (Не в обиду им данный вывод, а как отражение реальной картины). За пару лет на нем поменялось немало вывесок. Была продуктовая лавчонка. Потом - рыбный специализированный магазин. Следом пару-тройку месяцев в нем торговали сэконд-хэндом. Затем несколько месяцев простояли игровые автоматы. Но, похоже, даже они не окупались, потому что в последнее время появилась новая вывеска: «Зоотовары».

Эти несколько десятков метров от оживленной многолюдной торговой улицы оказались практически непреодолимым барьером на пути к успешной торговле. Думаю, что и этой вывеске висеть недолго... Ну, очевидно же, что не для магазина здесь место. И этот пример - иллюстрация подхода предпринимателя, игнорирующего законы рынка. Впрочем, откуда ему, прошедшему все круги беспредела чиновничьей рати, выжившему и выживающему, несмотря ни на что, и вынужденному крутиться, чтобы хоть как-то существовать, их знать? Назовите мне адрес службы в городе или крае, которая подскажет, как хозяйствовать успешно, что сегодня и завтра будет востребовано...

В том самом мире, который мы по привычке называем цивилизованным и который далеко ушел вперед по рыночным сходням, миф о саморегулировании рынка уже развенчали давно и ответили однозначно: рынок должен регулироваться. Иначе экономику будет бросать из стороны в сторону. От дефицита к перепроизводству. Что в свою очередь будет дезориентировать производителей, стимулировать банкротство. И подобная ситуация регулируется прежде всего властью. В тех же Соединенных Штатах Америки рекомендации новоявленному предпринимателю выдает специальная комиссия, которая рассматривает идею. Оценивает. Перспективно ли наличие на километровой улочке десяти магазинов по продаже сотовых телефонов?.. Выгодно ли это будет предпринимателю, если он откроет еще один, или он пополнит список неудачников-банкротов?

Регулируют бизнес и банки, которые не только под залог, а прежде всего под перспективную идею дают кредит. Какие инновации могут быть без идеи? А свежая идея, как правило, имущества залогового еще не нажила... Это такая же аксиома, как и то, что сложившийся, устоявшийся бизнес консервативен и не способен на инновации. Таким образом, залоговое кредитование на стадии, в которой находится наша экономика, начинает выполнять не прогрессивную, а регрессивную функцию.

Для того чтобы мы дошли до регулируемого эффективного рынка, необходимо прежде всего отладить то, что называется ныне мониторингом, то есть собрать информацию и проанализировать ее. Одним словом, нужно прежде подумать. Но вот креативщиков (опять же не наше слово, а по-нашему - умных людей, способных выдать новую идею) во власти, на мой взгляд, сейчас как раз и не хватает.

Пока вся относительная полезность власти сводится к регистрации. И поэтому вынуждены предприимчивые люди прежде смотреть на соседа и, не особо раздумывая, хвататься за то, что кому-то позволяет зарабатывать. Подобная тактика и новому предпринимателю прибыли не приносит, и старому уменьшает. Одним словом - базар...

Хотя на том же самом базаре все же продавцы и к картельным соглашениям прибегают. И к специализации...

Кстати, мой собеседник привел подобные примеры из строительной отрасли. Когда производители одного и того же товара договорились о специализации, дабы ни себе, ни соседу не создавать сложностей.

Но таких на сегодня единицы, а, чтобы экономика развивалась, их должно быть в крае тысячи, а то и десятки тысяч.

Но вот не научилась или не хочет нынешняя власть регулировать этот самый примитивный базар. Во всяком случае, не ощущалось это в течение предыдущих лет. Ныне, при новом старом губернаторе, будем надеяться появится или, во всяком случае, существенно обновится та самая креативная составляющая правительства. Хотелось бы надеяться, что в новой структуре найдется место серьезной аналитической службе. (А если такая все же наличествует в коридорах власти, то ее работа станет ощутима). Что появится центр или служба, благодаря которой в крае реально начнет формироваться грамотный регулируемый рынок, на котором банкротство будет не системой, а исключением. В свою очередь это подтолкнет развитие успешного бизнеса. Который, опять же в свою очередь, подберет безработных. Тем самым уменьшит количество потенциальных преступников. И это будет гораздо эффективнее всяческих деклараций.

На одном из заседаний правительства губернатор подчеркивал именно необходимость в объективной информации. Делал очевидный вывод, что, не зная реальной ситуации, невозможно эффективно управлять краем. выходит, назрело. Хотелось бы только добавить, что сегодня гораздо важнее, чем уметь - знать, куда рулить. Пришло время расстаться с периодом разрезания ленточек и упоения от сдачи всяческих объектов. На ином акцентировать внимание общества...

Виктор КУСТОВ