00:00, 15 декабря 2005 года

Уходящий

Разговор шел, как и попросил экс-прокурор, без помпезности и ажиотажа. Комментируя уже свершившийся факт, Валерий Калугин сказал:

- Генеральная прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система государственных органов, одним из основополагающих принципов организации деятельности которой является подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим. Поэтому я по собственной инициативе, по собственной воле подал рапорт и попросил Генерального прокурора об отставке.

Как уже известно, Владимир Устинов просьбу прокурора Ставропольского края удовлетворил. Что касается времени, выбранного для отставки – конец года, как правило, предполагает незавершенные дела, экс-прокурор заметил:

- А чем оно отличается от другого?

В принципе, отличается. И отставка краевого прокурора при вакантной должности первого заместителя должна неизбежно привести к сложностям. Юрий Карпенко заверил, что «все будет нормально, поскольку аппарат работает слаженно и хорошо». Естественно, нагрузка возрастет на обоих замов. Но до тех пор, «пока назначат новых лиц, ничего в прокуратуре не случится плохого», заверил он.

Отвечая на вопрос, в каком состоянии переданы дела (официальная приемо-передача тоже прошла вчера), Юрий Карпенко отметил, что прокуратура работает стабильно, отлаженный механизм в связи с отставкой прокурора края сбоя не дал. Что касается состояния преступности и законности на Ставрополье, на общероссийском фоне оно вы-глядит «довольно-таки прилично». Если в стране в целом с начала года рост преступности составил 22,2 процента, то у нас - всего 9,4 процента. А вот с раскрываемостью как раз наоборот – в крае она выше общероссийской на 17 процентов, это седьмой результат в стране. Наш край по состоянию борьбы с преступностью и раскрываемости - на втором месте в Южном федеральном округе. Конечно, не без проблем, но они вполне решаемы в рабочем порядке.

Были вопросы и о домыслах и вымыслах. Одно из СМИ, например, сообщило, причем, ссылаясь на самого Калугина, что он переходит на повышение в Генпрокуратуру. Ответ короткий: «такого не было». Другая газета прямо заявила, что отставка прокурора Ставрополья результат «углубленной проверки деятельности В. В. Калугина специальной комиссией высшего надзорного ведомства страны… Главного управления Генеральной прокуратуры РФ по Южному федеральному округу». Когда была такая проверка, «нужно выяснить в Генеральной прокуратуре», заявил Валерий Калугин. И вообще, проверки ведутся постоянно по различным направлениям деятельности. И это нормально. Так же, как краевая прокуратура перепроверяет деятельность прокуратур районного звена. Но никакой глобальной проверки краевой прокуратуры и деятельности лично Валерия Калугина не было, подчеркивалось на встрече.

Сегодня, кстати, исполняется пять лет, как Калугин живет в Ставрополе. А в своей последней должности он проработал три года и два дня. Самым важным из достижений этих лет он считает коллектив, тех людей, которые работают и в аппарате, и на местах. «Но я думаю, - подчеркнул прокурор края в отставке, - что это в большей степени заслуга моего предшественника – Роберта Артуровича Адельханяна, а я продолжил». Кстати, накануне экс-прокурор попрощался с коллективом, поблагодарил за совместную работу и пожелал, чтобы все намеченное было сделано. А сожалеет он только о том, что не успели создать сайт краевой прокуратуры.

Чем Валерий Калугин намерен заняться дальше? Из краевого центра он переезжать не собирается. Кандидат юридических наук продолжает преподавать в милицейском вузе, Калугин также заместитель председателя диссертационного совета Ставропольского госуниверситета. И особых затруднений в выборе дальнейшей жизненной стези, как показалось, не испытывает. Единственное, о чем было заявлено твердо, «адвокатом я не буду, это не совпадает с моими жизненными взглядами, нужен определенный менталитет для того, чтобы защищать, чтобы разделять позицию человека, виновного в совершении преступления». Коммерция и судебная деятельность его также не привлекают.

Прогнозов по новым назначениям на руководящие посты краевой прокуратуры у участников встречи нет. Это решает Генеральный прокурор. Видимо, им станет не Юрий Карпенко. Добавлю, что кандидатура руководителя краевого надзорного органа в соответствии с законом должна быть согласована с ГДСК и губернатором.