00:00, 6 декабря 2005 года

Минфин, увы, - не волшебник

Чуда не предвидится. «Доходные» цифры, названные минфином, полностью совпали с пессимистическим прогнозом мин-экономразвития края относительно развития региональной экономики. Предполагается, что доходы консолидированного бюджета края составят 30 млрд. рублей, а расходы - 31,8 млрд. рублей. «Бюджет будет напряженным и потребует от каждого большой ответственности при использовании выделяемых ресурсов», - дипломатично заметил губернатор А. Черногоров.

Прироста собственных доходов, по словам руководителя минфина Т. Погореловой, не хватает даже для того, чтобы выполнить все социальные обязательства. Львиную долю (60%) поступлений на протяжении нескольких лет дают два основных налога – подоходный и на прибыль организаций. Резервов было названо два – заработная плата как источник подоходного налога и алкогольная отрасль как источник акцизов. А путь – один: и то, и другое надо выводить из «тени». Например, «хмельные деньги» занимают всего 9% в структуре краевых доходов.

- Это мало. А ведь при советской власти.., - вспомнил вдруг губернатор, сообщив, что «ждет принципиально новых подходов к наращиванию налогового потенциала».

«Я волшебством не обладаю», - эмоционально заметила Т. Погорелова, когда речь зашла о расходной части бюджета. Дело в том, что задачи, поставленные перед минфином, - и сохранить социальную направленность бюджета, и обеспечить развитие региона, - по сути дела, взаимоисключающие. Социальная ориентация бюджета очевидна. Да, некоторые компромиссы достигнуты. Например, до 30 млн. рублей «доросли» расходы на обеспечение жильем молодых семей, что в рамках национального проекта. На капитальные вложения предполагается направить и те 400 млн. рублей, которые край планирует привлечь за счет эмиссии ценных бумаг и кредита в банке. Эти деньги пойдут на софинансирование федеральных программ, что даст возможность, по меньшей мере, удвоить объем средств, направляемых на развитие региона, подчеркнул губернатор. Однако денег все равно не хватает. Вчера их просили чуть ли не все члены правительства. И на развитие бизнес-инкубаторов, и на поддержку малого бизнеса, и на стимулирование инновационной деятельности, и на техническое перевооружение автотранспортных предприятий, и на более ощутимую финансовую подпитку санаторно-курортного комплекса Кавминвод…

Острой болью отдают и межбюджетные отношения. Дело в том, что реформа местного самоуправления финансово полностью ляжет на краевые плечи, поскольку Москва рублем не помогает. Пытаясь решить сложную экономическую задачу, а именно снизить дотационность местных бюджетов, минфин пошел на серьезный шаг, предложив закрепить за муниципалами по 10% налога на имущество и подоходного, а также по 50% транспортного налога и единого, взимаемого по упрощенной системе налогообложения. Вместо дотаций. По подсчетам минфина, это уменьшит дотационность местных бюджетов с 36% до 25%. И местные власти обретут большую независимость от краевой, на чем настаивала Дума и почти не настаивали сами муниципалы. «У них еще присутствует фактор иждивенчества», - заметила Т. Погорелова.

Кроме всего прочего, регионам как снег на голову свалились более сотни федеральных полномочий, причем без денег. «Зачем мне они?», - возмущался А. Черногоров. Только на организацию их выполнения (не на сами полномочия, а на то, чтобы купить стул и посадить человека) понадобятся 206 млн. рублей. А сами передаваемые полномочия, по подсчетам председателя ГДСК Ю. Гонтаря, «тянут» на миллиард рублей. Где их брать – минфин не знает, а значит, не знает никто. «Назрела необходимость новых взаимоотношений с федеральным центром, это не дело, когда на вопросы нет ответа», - подчеркнул спикер. А вице-губернатор Б. Калиничев откровенно заявил, что авторитет краевой власти в московских кабинетах – практически нулевой. «Под лежачий камень вода не течет», - резюмировал А. Черногоров.

Под занавес внеочередного заседания правительства прокурор края В. Калугин не-ожиданно для всех заявил, что предлагаемый проект бюджета противоречит Бюджетному кодексу РФ по целому ряду статей, и предложил его доработать.

- Полагаю, до приведения в соответствие проект нельзя выносить на Думу, - сказал прокурор.

- Конечно, - согласился губернатор.