00:00, 2 декабря 2005 года

После «недели шизофрении»

- К сожалению, в нашей стране, - говорит главный психиатр края Игорь Былим, - психиатрия долгие годы была закрытой, а к тому же приобрела еще и черный имидж – как приводной ремень государства, подавляющего всяческое инакомыслие. Люди боялись психиатра, боялись попасть «на учет» в психдиспансере и стать изгоем, а потому и добровольно обращались к нам крайне редко.

Сейчас настроение в обществе меняется. А во всем цивилизованном мире уже давно поняли, что о психическом - душевном - здоровье надо заботиться не меньше, чем о телесном, и не только тогда, когда «припечет», а постоянно. Ведь многочисленными исследованиями, проведенными в разных странах, установлено, что часто в основе заболеваний сердца, сосудов, пищеварительных и других органов человека лежит психическая травма, пережитый стресс.

Это еще раз подтвердил и XIV всероссийский съезд психиатров, прошедший в ноябре в Москве. В его работе участвовала и делегация – 12 человек – из нашего края. Возглавлял ее главный врач краевой клинической психиатрической больницы Игорь Былим. А перед поездкой в столицу он вместе со своим заместителем Алексеем Корюкиным побывал в Норвегии, с которой специалисты нашей психбольницы сотрудничают не первый год. И. Былим и А. Корюкин выступали там с докладами в рамках проводившейся в г. Ставангере «Недели шизофрении».

Норвежцы проявили большой интерес к опыту ставропольских психотерапевтов в изучении личностей террористов. Ведь все 40 с лишним экстремистов, задержанных на Северном Кавказе во время терактов, проходили психиатрическую экспертизу в Ставрополе. Заинтересовала норвежцев и практика лечения послестрессовых расстройств у жертв Беслана, а также психологическая помощь беженцам.

А на съезде психиатров в Москве вновь говорили о росте психических заболеваний в стране. Впрочем, эта тенденция носит общемировой характер. Она отмечается и во вполне благополучных государствах.

- У нас усиление всеобщей тревожности жизни осложняется еще резкой сменой нравственных ориентиров в последние годы, - замечает И. Былим. – 70 с лишним лет нас учили быть коллективистами: «Прежде думай о Родине, а потом о себе», а теперь пытаются сделать индивидуалистами: «Люби себя», «Не забывай о своих личных интересах». Люди становятся все более одинокими, особенно в больших городах - нет тех точек соприкосновения, что были раньше. Даже в общественном транспорте сейчас меньше возможностей, к примеру, познакомиться мужчине и женщине. Они теперь выходят из дома и садятся каждый в свою оболочку, то бишь в машину, и едут на работу…

Кстати сказать, и работа, которая всегда была главным содержанием нашей жизни, тоже сильно изменилась. Деловой человек в России сегодня постоянно рискует всем: своим капиталом, социальным статусом, персональным имиджем, своими планами и даже свободой. Он практически работает без выходных, по 12-16 часов в сутки, решает одновременно десятки задач, не прибегая к компьютеру. Ему часто приходится перемещаться по стране, пересекая сразу несколько часовых поясов, брать на себя огромную ответственность, когда есть опасность в одночасье потерпеть финансовый крах и потерять все. Неудивительно, что у такого преуспевающего вроде бы человека практически нет друзей, а только знакомые, нет семьи, несмотря на наличие жены, любовницы и детей, потому что на нее не остается времени.

Живя на грани психического срыва, он рано или поздно начинает понимать, что большие деньги не решают его проблем, которые появились, как у всех, в раннем детстве, когда он хотел быть любимым, понятым родными и близкими, быть ценимым, испытывать не страх, а удовольствие от жизни. Когда взрослый мужчина, добившийся успеха в бизнесе, однажды осознает, что заработанное им материальное благополучие не помогло ему исполнить ни одну детскую мечту, а только добавило новых проблем, он начинает испытывать апатию и неуверенность. И пытается от них уйти – либо еще больше в работу, либо в алкоголизм, игроманию, одиночество.

Вот тут-то, в результате душевных переживаний, стрессовых и послестрессовых состояний у человека возникают телесные болезни – повышается давление, нарушается сон, начинают «барахлить» желудок, печень, появляются сексуальные расстройства. А иногда все может кончиться инфарктом или инсультом. Он обращается за исцелением к кардиологу, гастроэнтерологу, эндокринологу, а ему нужен на самом деле психотерапевт или психиатр. Не таблетки и уколы помогут такому больному, а гармонизация образа жизни. Он должен научиться находить время для жены и для детей, для посещения других родственников, театра или церкви, а не только для своего бизнеса.

Внезапная смена общественно-политического строя в нашей стране болезненным образом отразилась и на других слоях населения. Не все сумели сразу найти себя в новых экономических условиях, заняться предпринимательством, обрести работу по специальности. Многим пришлось отказаться от своей профессии, которой уже было отдано немало лет. Разве не может не испытывать каждодневного стресса, например, кандидат наук, вынужденная стать домработницей в богатом доме? Или бывший начальник крупного заводского цеха, силою сложившихся обстоятельств превратившийся в торговца мясом на рынке?

А кто в состоянии измерить глубину душевных мук матери, у которой сын, не найдя приложения своим способностям, начал спиваться? Вообще семья в наше время – это обширная стрессовая территория, где рождаются психические расстройства из-за переоценки традиционных моральных ценностей, стандартов социального поведения мужа и жены. Женщины теперь часто берут на себя функции мужчины в семье. На наших глазах исчезает понятие супружеской верности. В том, что это устаревшая категория, нас усиленно убеждает и телеэкран. Но конкретные люди в конкретных ситуациях страдают от несоответствия их представлений о нормах морали и реального поведения своих близких. Отсюда неврозы и психозы.

- Мне кажется, - заключает И. Былим, - в наших бедах во многом виноваты мы сами. Но из любой ямы нужно выбираться, и потому не стоит бояться психиатра.