00:00, 26 ноября 2005 года

Все возрасты покорны...

Очень болезненная в театре проблема. И все же именно умением перейти на возрастные роли определяется актерский профессионализм. Новый возраст несет новые чувства и ощущения, углубляет внутренний мир, добавляет новых красок, человеческих и профессиональных. Иначе вместо развития - стагнация. А зрительный зал все равно не обманешь.

Актриса Ставропольского краевого академического театра драмы имени Лермонтова Людмила Ковалец на возрастные роли перешла без напряжения. Мудро. И говорит об этом тоже без напряга. Хотя именно она, с ее высоким, звонким девичьим голосом, девической же фигуркой, со сцены долго смотрелась совсем юной. В 38 она в одном театральном сезоне с успехом сыграла мать взрослых детей из спектакля «Печка на колесе» (массовому зрителю эта пьеса Н. Семеновой больше знакома по фильму «Любовь и голуби») и девятнадцатилетнюю Викторию в спектакле «Счастье мое» по пьесе А. Червинского. В первом случае это были переживания зрелой женщины, от которой вместе с молодостью чуть не ушел муж, во втором – юной, в чем-то очень наивной девушки.

Сама Людмила Ковалец считает, что такие «эксперименты» с возрастом на сцене (она еще и маленькую девочку Пэппи Длинныйчулок в одноименном спектакле играла) помогли ей расширить рамки актерского амплуа, увидеть себя разной и не бояться этого.

Лет пять назад режиссеры стали предлагать ей роли пожилых женщин и старух. Первая таковая, в которой Ковалец удалось увидеть мне, - Сваха в гоголевской «Женитьбе». Рядом с совершенно фантасмагорическими женихами это была абсолютно реальная фигура. И тема, тема!.. Та самая: молодые, которые подпирают, которые все делают не так, профессию портят! А не угонишься за ними… Это было сыграно трогательно, откровенно.

И вот парадокс: возрастные роли совершенно неожиданно подчеркнули в актрисе ее неиссякаемую женственность. В спектакле «Хитроумная влюбленная» по пьесе Лопе де Вега она сыграла немолодую вдову Белису. У героини взрослая дочь-красавица, в которую влюбляется пожилой сосед. Но Белиса-то полагает, что он – ее партия. И есть в спектакле потрясающая сцена. Сосед пришел свататься – к дочери, но мать вначале думает, что к ней. Когда истина выясняется, Белиса закрывается веером – от стыда, что поверила в счастье, позволила себе надеяться, забыла про возраст. И так пронзительны в ней и этот стыд, и это желание ответной любви, эта надежда! Как бы там ни было, она продолжает ощущать себя женщиной, не может иначе.

Еще одна роль последних лет – Анна в спектакле «Валентина» по пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Ее драма – необходимость сделать выбор между сыном и мужем, его неродным отцом. Героиня чувствует вину перед сыном, но муж, а также истончающаяся женская жизнь – дороже. Да что буфетчица Анна! Даже Баба-яга (спектакль-сказка «Царевна-лягушка») у Л. Ковалец, хотя и в летах, но по-прежнему надеется…

С актрисой на сцене вообще иногда случаются чудеса. В «Конкурсе» А. Галина она играет опустившуюся, неопределенного возраста бомжиху Варвару Волкову. На ней старое пальтишко, жуткая вязаная шапчонка, и вся она какая-то скособоченная и «подержанная». Но случается так, что Волкова неожиданно попадает в центр мужского внимания. Казалось бы, ничего не изменилось, Ковалец только шапку сняла. Но неузнаваемо переменилось лицо, осветившееся улыбкой. Проснулся свет женственности. В эти минуты она прекрасна и молода.

Отдельных слов заслуживает роль тети Паши в «Черном молоке» В. Сигарева. Об этой героине Людмилы Ковалец в пьесе говорится, что, хотя ей еще нет пятидесяти, выглядит она совсем бабушкой – от тяжелой жизни, оттого, что родила и поставила на ноги нескольких детей. Но ведь материнство – тоже проявление женственности. Тетя Паша помогает состояться - как матери - молоденькой девчонке, которую на глухой полустанок накануне родов забросила судьба: принимает новорожденного, дает кров, утешает. Девочка эта, курившая и чуть не матом крывшая инфантильного мужа, в последних сценах спектакля, с ребенком на руках, похожа на мадонну. Ее преобразила любовь тети Паши к миру, к людям. Такая любовь неизбывна в любом возрасте, и актриса это знает.

Никита Михалков в интервью по случаю своего шестидесятилетия недавно сказал, что бояться возраста актеру глупо, к нему нужно привыкать, иначе он навалится и отомстит. Я рада, что Людмиле Ковалец это не грозит. Ей бы только новых ролей поболее да встреч со зрителем почаще…