00:00, 18 ноября 2005 года

Российские корни американской мечты

Когда Надю определяли в приют, девочка отчаянно сопротивлялась и даже сгоряча пообещала себе стать юристом, чтобы бороться за справедливость, чтобы никто не мог разлучать детей с родителями. Она не предполагала тогда, что чужие люди смогут обеспечить ей спокойную, комфортную и уютную жизнь. Постепенно детское сердечко оттаяло, в приюте появились подруги, нашлись занятия по душе, и домашний быт уже вспоминался как кошмарный сон. А потом мать отдала на усыновление Стасика, и уж этого Надя простить ей не могла.

Cейчас Надежда живет в детском доме села Большая Джалга Ипатовского района. Директор Сергей Греченко очень гордится такой воспитанницей: учится хорошо, поет на сцене местного Дома культуры, рисует, мечтает о военной карьере. А еще в школе занимается дзюдо – единственная девчонка в группе преподавателя Виктора Фролова. У нее уже несколько медалей за победы в краевых и российских соревнованиях. С матерью Надя иногда видится, но на ее просьбы вернуться в семью отвечает не-определенно. Год назад мать вновь родила ребенка – уже пятого...

В детдоме немало судеб, схожих с Надиной. Есть и вовсе трагичные. У одного мальчика мать зарезала отца прямо у него на глазах, сейчас она отбывает срок и пишет нежные письма сыну. У другой воспитанницы умер отец, потом трагедия произошла с сестрой - та пыталась достать из колодца оброненный отцовский подарок и задохнулась. На помощь бросился сосед, но и его ждала смерть на дне колодца. Мать не выдержала такого горя и вскоре умерла.

Впрочем, круглые сироты встречаются в детских домах редко, все больше – «социальные». Зачастую сюда попадают сразу несколько детей из одной семьи. Их никто и никогда не проведывает. Правда, этим летом появилась одна дама - попрощаться с дочкой, навсегда уезжающей в Америку. «Ее выбрали по Интернету», - эта волшебная фраза звучит в детдоме как сказка, как воплощение мечты. Между прочим, не такой уж и несбыточной: за последние полтора года, например, американцы усыновили троих детей из Большой Джалги. Время от времени они звонят Сергею Николаевичу, докладывают о своих успехах, передают приветы друзьям и подругам. Ностальгия - пока не знакомое им чувство. Зато они почти уговорили своих новых родителей усыновить еще одного ребенка из детдома. Вполне возможно, скоро станет реальностью еще чья-нибудь американская мечта. Конечно, ребята знают нашумевшие истории об издевательствах иностранцев над усыновленными детьми, однако испугать их трудно. Унижение, голод, побои - для многих уже пройденный этап, который, по их твердому убеждению, теперь никогда не повторится.

В селе детдомовских не обижают, в основном ребятишки здесь хорошие. Юноши после выпуска стараются приобрести профессию, девчонки – кто учиться, кто - замуж. Однажды случился переполох: парень из села Кевсала приехал к тогдашнему директору Галине Горчаковой сватать девчонку, а ей всего 17 – несовершеннолетняя. Сколько инстанций пришлось пройти, сколько справок собрать, чтобы счастье состоялось! Родители жениха оформили над Олей опекунство, и только после этого стали готовиться к свадьбе. Сейчас молодые живут в поселке Большевик, и все у них нормально. Бывшие воспитанники учреждения, как правило, бережно относятся к семейному укладу, боясь, чтобы дети не повторили их собственной судьбы.

Но, конечно, случаются в детдоме и неприятности. Не бывает ведь, чтобы все поступали исключительно так, как хочется взрослым. В конце зимы, например, трое пацанов не вернулись из школы, и на ноги был поднят не только весь коллектив, но и сельская общественность, и районная милиция. Как оказалось, на занятия друзья в тот день не пошли – заранее сговорились сходить в гости к знакомым в Ипатово, а это чуть не полсотни километров по полям. На следующий день звонят директору из ОВД:

- Забирайте своих беглецов.

Сергей Греченко - бывший военный, кое-какой опыт работы с молодежью имеет, однако на вопрос: «С кем труднее?» - ответить так и не смог. В армии командиру первый помощник – присяга, а здесь, с детьми, волевые решения – не выход. Наверное, это очень трудно – не гонясь за дешевым авторитетом, не заигрывая, заслужить доверие обожженных детских душ. Многие, только оказавшись в детдоме, увидели во взрослых людях друзей, желающих им добра. С каким восхищением толпятся мальчишки за спиной у директора, когда тот чинит компьютер, а сколько радости было, когда он повел их на рыбалку!

Было время, немалый урон авторитету детдомовцев нанес один из воспитанников, Игорь - единственный ребенок в нормальной обеспеченной семье. Для начала, говорят, своими «фокусами» он свел в могилу родную мать. А когда пошел по государственным учреждениям, криминальный талант его и вовсе расцвел. Ангельское обличье, невинные голубые глазки, умение войти в доверие любому – трещали чужие кошельки и карманы, плакали чьи-то пенсии. Даже у милиционера, заподозрившего его в бродяжничестве, Игорь стащил сотовый телефон и тут же его продал. Ворованные деньги тратил не жалея, всегда старался накупить побольше сладостей и всех-всех угостить. Как потом выяснилось, таким образом «благодетель» просто обеспечивал себе максимальное количество защитников. В общем, если в урнах наблюдалось изобилие конфетных оберток, следовало ожидать визита участкового. Сейчас Игорь находится в местах не столь отдаленных. А бывшие товарищи теперь наглядно представляют, чем может обернуться покушение на чужую собственность.

Провинился как-то и всеобщий любимец взрослых и детей шестилетний Стасик Пономаренко. Вместе со своим еще более юным другом Ромкой они забрались внутрь видеомагнитофона. Ничего интересного там не обнаружили, зато лишились привычного просмотра мультиков. Правда, сильно их никто не ругал: ну что с мелюзги возьмешь? А через несколько дней Стасик ударил в детском саду другого малыша. Все произошло на глазах у взрослых. Заведующая, Ольга Тесвенко, собиравшаяся пожурить обидчика, вдруг выяснила, что таким образом он заступился за девочку. Впору извиняться перед таким благородством. Она по-матерински обняла Стаса и долго объясняла ему, что нельзя давать волю кулакам. Хотя, если честно, иногда это просто необходимо…

* * *

P.S. В одном только Ипатовском районе в прошлом году родительских прав лишены 29 человек – 46 детей пополнили казенные учреждения. В нынешнем, как сказала ведущий специалист отдела образования Людмила Милютина, таких горе-родителей уже 24. Печальный рекорд здесь принадлежит Фариде Войновой и Владимиру Ладошину из Лимана – они лишились пятерых ребятишек. Впрочем, в Предгорном одна мамаша произвела на свет 13 детей, чтобы разбросать их по приютам и детским домам. Жаль, что не существует никаких мер наказания для таких людей. Почему-то за украденный кошелек предусмотрено наказание, а за украденное детство – нет, только поощрение в виде освобождения от обязанностей по воспитанию и содержанию собственных чад. В Красногвардейском районе произошел вообще чудовищный случай: одна дамочка, будучи в добром подпитии, родила ребенка прямо в парке. Оторвав пуповину, она отправилась далее, не беспокоясь о судьбе малыша. Только утром его заметили прохожие и доставили в больницу. Что удивительно – малыш выжил.

* * *

Кстати

Тех, кого волнует судьба брошенных родителями детей, кто в состоянии им помочь, может быть, заинтересует номер внебюджетного счета, на который можно снести денежные средства:
ГОУ Детский дом (смешанный) № 18, с. Большая Джалга Ставропольского края.
ИНН 2608008550
КПП 260 801 001
Министерство финансов СК ОКИБ по Ипатовскому району
075 0702 910 01 003 270 52 Л 08300031 внебюджетный счет.