Притяжение малой родины

 

Признаюсь, открыв изящную книжицу в 192 страницы с репродукциями картин ставропольских художников П. Гречишкина, И. Проститова, я испытала определенные опасения.

Не окажемся ли мы невольными подражателями тех литературных «знаменитостей», что заполонили Россию коммерческой макулатурой? Или, напротив, – жалкими провинциалами с неизменным комплексом неполноценности… Скажу сразу: опасения не подтвердились. Альманах представил то необходимое количество художественно значимой информации, которое позволило почувствовать и самодостаточность, и дух, и душу Ставрополья. Именно этой возможности мы были лишены много лет.

Открывается альманах обращением к читателям губернатора Александра Черногорова. Это больше, чем традиционное вступительное слово. Рухнув вместе с государством, российская литература и подниматься будет вместе с ним. Лишь при поддержке правительства СК удалось возобновить деятельность журнала, угасшего в 1991 году… Не декларируя настойчиво стратегические цели, альманах уже в первом своем появлении осуществляет их на удивление естественно и просто. Он избавляет нашего читателя от разрушительной силы иронии и цинизма, заведших новорусскую литературу в лабиринт, из которого выхода нет. Другая стратегическая цель связана с первой. Если говорить о литературе не только как о литературном процессе, но и как о части национальной истории, неизбежно приходишь к мысли о необходимости воссоздания национального духа в его классических образцах. Именно этому направлению требуется государственная поддержка, здесь источник нравственной силы, сделавшей и литературу России, и саму Россию загадочно жизнеспособной и непобедимой. Размышления главного редактора «Литературного Ставрополья» Владимира Бутенко лишь подтверждают эту мысль. «Схватка за человеческую душу, пишет он, – от библейских времен до нынешнего дня – непримиримая и бескомпромиссная… Самые жгучие вопросы жизни, проблемы края тревожат ставрополь-ских писателей, не забывающих ни родства, ни притяжения малой родины…»

Открою секрет. Авторы альманаха, имена которых хорошо известны, являются перед нами личностями сильными и молодыми! Вот что значит внутренняя независимость от «законодателей», буквально подавивших мир информацией отрицательного свойства. Словно плесень, коммерческая литература бурно разрастается вширь. И ничто не восходит ввысь, к небу. Но люди наконец устали жить пришибленными и заземленными. Альманах – и в этом сила его воздействия – дает нам счастливую возможность распрямить спину, расправить плечи.

Стихами Игоря Романова начинается знакомство с первым номером. Каждое четверостишие – словно эпиграф к нашей жизни:


И, может, кто-то 
                   в век неведомый,
Мою любовь к земле храня,
Переболев моими бедами,
Споет пронзительней меня.

Заданная интонация скромности, серьезности, простоты создает атмосферу, в которой подразумевается невозможность компромисса добра и зла, Бога и дьявола – верный знак подключенности ставропольской литературы к большой культурной традиции. Поразительно и другое. Три прозаические вещи из четырех, представленных в сборнике, обращены к военной тематике, однако ощущение такое, будто герои живут сегодня, они одни из нас. Показывая драматическую реальность прошлого, авторы что-то преображают в нашей душе. Речь идет о повести Георгия Шумарова «Такой ты мне должна присниться», рассказе Валентины Слядневой «Серафима» и впервые увидевшем свет отрывке из неопубликованного романа Владимира Дятлова «Тропою жизни человечьей». «Розы Геренчера» Ивана Аксенова завершают прозаический цикл. О качестве и содержании прозы можно сказать коротко: это достойно и глубоко человечно. Если хотите – целомудренно.

В разделе «Поэзия» мы тоже встречаемся с хорошо знакомыми именами Татьяны Третьяковой-Сухановой, Екатерины Полумисковой, Аллы Халимоновой-Мельник, Раисы Котовской. Нашему краю повезло, что у него есть писатели и поэты, сохранившие духовные ориентиры и культуру русского языка, в котором (таково уж его свойство!) слово – зачастую куда большая реальность, чем сама реальность.

Эту многозначную тему исследует и Виктор Кустов в своем публицистическом очерке «Непраздное слово». Надо сказать, что появление в альманахе отделов литературной критики, публицистики, краеведения определяет его как явление полноценное. А ведь сколько лет шли разговоры о том, что критиков и публицистов у нас нет. На самом же деле не было вот такого журнала, способного вызвать к жизни серьезную, умную мысль. «Непраздное слово» и «В ожидании весны» Тимофея Шелухина – два взгляда на мир ушедший и явившийся ему на смену.

В критическом обзоре «Будем жить» профессора Ставропольского госуниверситета литературоведа Татьяны Черной подведены некоторые итоги существования ставропольской литературы за последние полтора десятилетия. По сути дела, этот обзор – сенсация, и не только потому, что итоги не плачевны. Удивляет и радует сама возможность оценивать нашу литературу, думать о ней…

Итак, «дело сделано», литературный процесс запущен, но закономерен вопрос: кто, как и где будет читать 999 экземпляров «Литературного Ставрополья»? Предполагается безвозмездное распределение альманаха в библиотеках края разных уровней, в школах и вузах. По сути, это дар писателей и правительства СК нашим читателям. «Сегодня, – прокомментировал Владимир Бутенко, – многим людям не так просто купить и килограмм мяса, например…». Что уж говорить о журналах. Вероятно, появятся и критики идеи: зачем, дескать, нужен дорогостоящий литературный журнал? Что ж, кому-то персонально литература, может быть, и не нужна. А народу нужна. Пока существуют мораль, духовные ценности, этические нормы, существует и народ. Известный краевед Герман Беликов, рассказывая о судьбе писателя Ильи Сургучева («Душа его с Россией не рассталась»), публикует письма Горького в Ставрополь Илье Дмитриевичу: «…Пробуждена, – пишет он, – темная сила жестокости и всякого зверства… На честных людях лежит обязанность претворить это темное, разрушающее в светлое и созидающее. Никогда еще русский человек не стоял перед задачами столь огромными…». Разве не к нам обращены эти слова?

г. Буденновск

(Соб. инф.).