00:00, 8 ноября 2005 года

Эволюция взаимоотношений

В рамках информационно-образовательного проекта «Медиакратия» в Ростове-на-Дону прошла Ассамблея молодых журналистов Юга России. Сотрудники газет, теле- и радиокомпаний Дагестана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Чеченской Республики, Ставропольского и Краснодарского краев, Астраханской, Ростовской областей и других субъектов России собрались для того, чтобы вместе с властью обсудить современное состояние и проблемы медиапространства, а также общественно-политической жизни страны.

Когда у чиновника зачастую во всем виноваты не его подчиненные, не он сам, а журналисты, это означает, что с ответственностью у него проблемы, если не сказать больше - кризис. Если пресса не проверяет факты, а то и вовсе производит продукты распада в виде, например, заказных материалов, это говорит о том же. Дрянной чиновник и скверный журналист – не партнеры. Такими они не нужны ни друг другу, ни обществу. Понимание этого уже есть.

Говоря о конструктивном взаимодействии исполнительной власти с четвертой, первый заместитель главы администрации Ростовской области Виктор Усачев, в частности, отметил, что «постепенно, путем эволюции, мы пришли к тому, что отношения с прессой должны быть партнерскими, иначе не получается». «Мы считаем себя обязанными предоставлять СМИ оперативную и четкую информацию, - заявил чиновник, курирующий, кстати, вопросы взаимодействия власти и СМИ. - Мы буквально заставляем своих чиновников, в том числе с помощью нормативных актов, быть более доступными. Раз в месяц я утверждаю график встреч министров со СМИ, требую их реакции на критику, звучащую со страниц газет и с телеэкранов».

Власть, кажется, осознала: без профессионального посредника в лице журналистики она не будет понята обществом. А потому надо быть открытой. Всегда и везде. За редким исключением, когда речь идет о государственной тайне или деталях спецопераций. «Но мы обязаны опережать террористов в освещении терактов, чтобы граждане узнавали новости из российских СМИ, а не из тех информационных ресурсов, которых финансируют сами бандиты», - говорит пресс-секретарь полномочного представителя президента в ЮФО Федор Щербаков.

Но и при чрезвычайных ситуациях нельзя проявлять бюрократизм и с опозданием сообщать населению об опасности. «Если человек вовремя узнает о ЧП, то элементарно предпримет какие-либо превентивные меры», - считает Марина Рыклина, долгое время возглавлявшая пресс-службу МЧС. Поэтому важным этапом в развитии отечественной журналистики стала законодательная норма, отменившая запрет на информацию о ЧП. «Журналисты получили право, но сразу встал вопрос об этике ,- заметила М. Рыклина. - В США средства массовой информации не гонятся за изображением трупов, а рассказывают, где и как можно спастись и получить помощь. Эти принципы были бы полезны и для российских журналистов».

Надо заметить: в последнее время есть подвижки и у журналистов в плане этики («мяса и крови» на экранах и на страницах газет стало меньше), и у власти – в отношении открытости. В частности, малоизвестный пока указ президента России № 609 от 30 мая 2005 переворачивает страницу в истории смутного времени, когда не ясно было, что же вправе говорить журналисты (и знать налогоплательщики) о жизни чиновников, а что – нет. Документ наделяет СМИ правом запрашивать, а органы власти – обязанностью предоставлять информацию о государственных гражданских служащих следующего содержания – годовой декларируемый доход, имеющиеся в собственности или пользовании объекты недвижимости, транспортные средства, а также суммарная стоимость акций. Возможно, указ – это первый юридический шаг на пути к полной информационной открытости. В целом же, по мнению главного редактора журнала «Информационное право» Владимира Лопатина, стране необходим специальный закон о праве на доступ к информации. Ежегодно в российских судах рассматривается около 70 тысяч дел, связанных с информационными спорами. Возможно, их станет меньше, если журналистские запросы обретут реальную юридическую силу.

Впрочем, есть и те, кто считает законодательное поле исчерпывающим. Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский считает действующий федеральный закон «О средствах массовой информации» настолько либеральным и удачным, что не видит смысла в принятии нового. «А подавляющее большинство поправок вносятся с целью либо ограничить свободу слова, либо просто попиариться за счет документа, который, по определению, всегда под пристальным вниманием прессы, - говорит он. – Разумеется, поправки эти, как правило, отклоняются». Однако многие представители самого медиасообщества считают свой родной закон в целом ряде моментов устаревшим, не отвечающим современным реалиям.

С довольно жесткой инициативой, касающейся СМИ, выступило полпредство ЮФО. Речь идет о том, чтобы урезать господдержку СМИ до минимума. Как сообщил Федор Щербаков, «мы посчитали, ежегодно из бюджетов разных уровней на финансовую подпитку средств массовой информации Юга России тратится около 27 млн. долларов, причем деньги идут не на развитие газет, теле- и радиокомпаний, а просто на самопиар. Это не рационально, и мы будем бороться за то, чтобы каждый уровень власти содержал только одно средство массовой информации, а именно то, которое информирует население о деятельности этой власти». Впрочем, насколько известно, эта норма уже заложена в федеральный закон о реформе местного самоуправления и заработает с 1 января 2006 года и без дополнительных инициатив.

Со стороны медиасообщества уже давно звучит встречное предложение - отрегулировать налоговую политику. До сих пор в России общественно-политические и эротические издания находятся практически в равных экономических условиях. Такого нет ни в одной развитой стране.