00:00, 21 октября 2005 года

Пусть душа остается крылатой

В 80-х годах прошлого века рядом с библиотекой и краевым драматическим театром, носящим имя М. Ю. Лермонтова, на центральной площади Ставрополя был установлен прекрасный памятник поэту работы скульптора Николая Санжарова. Преодолевая силу притяжения вечности, Михаил Лермонтов словно бы устремился на север, в Петербург, куда в последние месяцы жизни так рвалась его душа. Случайно ли, не случайно ли, на этом символическом направлении оказался наш пятый муниципальный лицей. Разумеется, это географическое обстоятельство всем известно, но, как часто бывает, клад, находящийся на виду, отыскать труднее.

В свое время в Ставропольской средней школе № 11 был создан поэтический музей Пушкина. Именно из этой школы в пятый лицей перешла работать преподаватель литературы Татьяна Бугрин, ныне заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Памятник Лермонтову и его символическое «движение» на север она увидела уже другими глазами. Мысль об организации школьного музея была горячо поддержана директором лицея Надеждой Погребовой и преподавателем литературы Надеждой Корыпаловой, ставшей теперь заведующей музеем. Подготовка к его созданию шла более года при активном участии школьников. Большой группой выезжали в знаменитый домик Лермонтова в Пятигорске, собирали материалы, верили и не верили, что все получится. И вот собственный музей – реальность.

В день его открытия ученики и учителя из разных школ города собрались у знаменитого памятника, буквально завалив Михаила Юрьевича цветами. Прохожие потом еще долго оборачивались или останавливались у памятника – всех радовали цветы. Очень хорошо и верно, что это событие вышло за стены лицея. В первый же день работы было проведено пять экскурсий, и всякий раз зал был заполнен до отказа. Экскурсоводами выступали сами ребята, учащиеся разных классов. Дети читали стихи, исполняли известные романсы, а когда зазвучал «Белеет парус одинокий», все подхватили и даже сами удивились, так это было трогательно, задушевно. Многие мальчики и девочки почувствовали, как радостно знать и любить свое, родное…

Музейная экспозиция составлена из нескольких разделов. Ставрополь времен Лермонтова, родословная поэта, редкие архивные материалы (53 письма Лермонтова в копиях), эксклюзивные экспонаты, такие, как уменьшенные копии вариантов памятника поэту, подаренные скульптором Н. Санжаровым. Рассказывают, что памятник он создавал именно в физкультурном зале тогдашней средней школы № 5…

Но, может быть, самое главное достоинство этого музея в том, что его пространство и время станут активными действующими лицами. Здесь будут проходить уроки-концерты, уроки-спектакли, будут созданы лекторские группы, музейный театр. Все эти планы уже начинают осуществляться.

Накануне открытия музея в стране проходил общероссийский митинг учителей и врачей, состоялся он и в Ставрополе, но Татьяны Ивановны Бугрин и Надежды Владимировны Корыпаловой на площади не было: «Мы как раз занимались своим музеем, знаете, что такое последние штрихи?!.». Если посмотреть на условия, в которых была проведена в лицее эта очень не простая работа, удивление неотменимо. Утрата интереса к классике, маленькие зарплаты… «Вот придет хороший начальник, тогда что-то и сделаем», - такова формула общих настроений. А здесь взяли и сделали сами. Этот пример бескорыстной любви учителей к великой русской литературе без всякой, заметим, для себя выгоды стал для учеников настоящим откровением. Поэтому и собралась вокруг педагогов группа энтузиастов: Оля Филатова, Никита Федоренко, Володя Бурмистров, Нина Ованесян, Алексей Копытко, Илья Лукиди, Кристина Василенко, Катя Ноготкова и многие другие… Смысл и суть открытия музея Лермонтова выразила Татьяна Бугрин: «Это еще одно скромное доказательство возвращения наших исконных ценностей». Насколько она права, следует из многочисленных записей в книге отзывов первых юных посетителей: «Пусть душа создателей музея всегда остается крылатой и еще долго стремится к человеческим подвигам…». В восторженных словах учащихся СШ № 20 сквозит не столько патетика, сколько поддержка и взрослое понимание нынешней жизни.