00:00, 20 октября 2005 года

Такие любимые герои

Время - главное мерило ценности работы скульптора. Для творчества Перетятько оно оказалось весьма благосклонно - он стал признанным мастером реализма, где лаконичность форм органично сочетается с монументальностью и жизненной правдивостью характера. Нетрудно заметить, как образы его произведений «от ступеньки к ступеньке» наполнялись объемом и глубиной, но в каждом видны тщательная проработка темы и особый «магнетизм» создаваемых характеров.

Творчество Перетятько - собирательное восприятие эпохи ушедшего ХХ века, эпохи войн и революций, породившей «великих героев и великих злодеев». Вектор времени здесь не играет особой роли, и несовместимый, на первый взгляд, ряд образов обнаруживает органическое сходство.

Есть в творчестве скульптора особая и закрытая до недавнего времени тема - Гражданская война. Образы боевых командиров, созданных Ф. Перетятько в 60-е годы прошлого века, в современном контексте приобретают трагическую окраску. Многие имена из истории Ставрополья: репрессированный в тридцать восьмом начдив Д. Жлоба, трагически погибший кавбриг И. Кочубей, знаменитый генерал В. Книга. Здесь и В. Чапаев. Бюст Чапаева по праву один из лучших, где мастеру удалось передать мощную энергетику личности и динамизм характера, приобретен зарубежным нынче городом Гурьевым в Казахстане.

Особое отношение у Ф. Перетятько, бывшего морского пехотинца, участника Великой Отечественной войны, ставшего узником фашистского концлагеря Бухенвальд, к теме жесточайшей битвы. В победном мае сорок пятого бывшие узники, помещенные международным Красным Крестом в карантинные бараки в Чехии, за долгие годы неволи впервые увидели советских танкистов. На полном ходу мчались стальные машины, сметая колючую проволоку. Короткая остановка. Танкисты передавали в руки людей все, что было съестного. Они торопились, но люди плотным кольцом окружили их. Им хотелось не только хлеба, сильнее всего они желали убедиться, что эти танки настоящие и что уставшие, с перепачканными лицами люди в шлемах принесли им окончательное избавление...

Чувства гордости и восхищения героями, отдавшими жизнь за свободу Отечества, воплощены в многочисленных скульптурных композициях Ф. Перетятько, посвященных морякам, танкистам, летчикам, пехотинцам. Среди них бюсты Героев Советского Союза И. Бурмистрова, Л. Севрюкова, В. Зайцева, маршала Г. Жукова, героя одноименной поэмы А. Твардовского Василия Теркина, удивительно пластичный барельеф «Партизан».

Особая ценность этих работ в том, что скульптор создавал в сущности портреты своих сверстников и современников, образ своего поколения, прошедшего сквозь жестокие испытания. Это не обобщенный взгляд со стороны, а глубоко личные переживания.

В ряду светлых идеалов «жестокого» века образы величайших поэтов-мыслителей, художников, композиторов. К ним молодой скульптор обратился после войны, когда в 1947 году с четвертого курса Строгановки - Московского высшего художественно-промышленного училища имени М. И. Калинина - приехал в Кисловодск на длительное лечение. Он любовался сказочным городом, по каменным ступеням поднимался на отроги Джинальского плато, окружавшего Кисловодскую долину, прислушивался к говорливым горным ручьям и почти кожей ощущал в тенистых аллеях курортного парка торопливые шаги Пушкина, печально-задумчивый взор Лермонтова. Скульптор перечитывает всего Пушкина и всего Лермонтова. В дальнейшем это станет для него нормой при подготовке к работе над образами своих героев. Так рождался бюст светлого солнечного гения А. Пушкина, мятежной и неуспокоенной души М. Лермонтова. Первая работа приобретена одной из кисловодских школ, а вторая несколько позже, в 1964 году, краевой библиотекой в год присвоения ей имени поэта.

В «кисловодский» период Перетятько созданы великолепный барельеф русского живописца Н. Ярошенко для дома-музея его имени, для санатория «Горный воздух» - удивительно характерный бюст физиолога И. Павлова. Для этого же города Федор Иванович создал скульптурную композицию «Мир народам» и замечательную фигурку горного тура, установленную на одном из отрогов Джинальского плато.

...Ставрополь, в который Федор Иванович переехал в 1957 году, понравился ему сразу. На главном проспекте много зданий из светлого природного пиленого камня, роскошный бульвар посередине. Ему предложили ответственную работу - памятник основоположнику осетинской литературы Коста Хетагурову. Художник с головой окунулся в работу. В те годы ему довелось работать с городским архитектором, замечательным мастером Бонифацием Фелициановичем Будкевичем, автором проекта реконструкции главной городской магистрали. В 1959 году портретная герма из светло-серого гранита была завершена. Принципиальным было пространственное размещение памятника. Два художника нередко спорили. В конце концов найдено обоюдное решение: на городском бульваре появился «осетинский уголок» - с подпорной стенкой в виде ниши-грота, фонтаном, декорированным аллегорической маской, лестницами и смотровыми площадками, выполненными из местного пиленого известняка особых теплых тонов. Так в одном месте встретились гранит седого Кавказа и ставропольский песчаник. Вода и камень - вечные символы горного Кавказа.

Есть на бульваре имени генерала А. Ермолова еще один уголок, который подарил нам скульптор Перетятько. Там, где когда-то оканчивалась нижняя часть бульвара, напротив Крепостной горы, установлены две скульптуры девушек с виноградом и снопом как символы изобилия земли Ставропольской. В современном ритме бульвара они воспринимаются священными символами красоты женщины-матери, терпеливой труженицы. Великолепна техника исполнения фигур - их высота (два с половиной метра) органично вписывается в пространственные объемы бульвара, они выполнены из прочного светлого бетона и мраморной крошки, обработанных под искусственный камень.

В 60-е годы прошлого века Ф. Перетятько созданы портреты профессора И. Соболя, Героев Социалистического Труда И. Малашенко, А. Волобуева, которые сегодня можно увидеть в музеях Ставрополя. Бюст дважды Героя Социалистического Труда Н. Терещенко установлен в селе Иргаклы Степновского района. Среди значительных работ этого времени и бюст заслуженного художника России П. Гречишкина.

Несмотря на солидный возраст, Федор Иванович не перестает творить. Его волнуют преобразования в России последних лет. Не случайно обращение художника в пору «горбачевской перестройки» к образу великого русского сатирика М. Салтыкова-Щедрина. Еще в прошлом веке отставной надворный советник, прослуживший немало лет в исполнительных органах власти, предупреждал о страшных язвах общества, где взятка становится «полюбовной» сделкой. Возьмите, уважаемый читатель, с книжной полки томик Салтыкова-Щедрина и полистайте его «Губернские очерки», созданные в 1857 году, как потрясающе свежи «технологии» одного из главных пороков России!

Одна из последних работ Ф. Перетятько - «Скорбящая». Смиренный образ матери, сожалеющей обо всех заблудших душах... Икона-надежда, икона-ожидание - как скоро придет на нашу уставшую от войн и распрей землю «полезнейший» и «даровитейший» человек. Как терпеливая Россия, она не перестанет ждать его...

Т. БЛОХИНА