00:00, 8 октября 2005 года

Счастливый понедельник для слобожан

Идея именно такого ансамбля давно зрела у человека, в конце концов основавшего «Слободу». Это известный в крае педагог и музыкант, заслуженный работник культуры РФ Анатолий Пянзин, «отец» давно и прочно утвердившегося в списке ведущих юношеского казачьего ансамбля «Степные зарницы».

- Вообще-то «песни и танцы народов мира» – пока еще очень громкое для нас название, к очень многому обязывающее, - с первых минут беседы вносит уточнение Анатолий Николаевич. – На лавры и аналогии с ансамблем Игоря Моисеева мы нисколько не претендуем. Ни с кем не соревнуемся и никому себя не противопоставляем. У нас свои задачи и должна быть своя ниша.

Часто выезжая на зарубежные фольклорные фестивали со «Степными зарницами», А. Пянзин собрал большой материал по песенно-хореографическому народному творчеству разных стран. И однажды вдруг подумал: а почему бы не использовать все это богатство? Тем более что нынешнее засилье низкопробной попсы становится просто опасным для духовного становления подрастающих поколений. К тому же профессионально интересно освоить новое для себя «поле». Все это вместе и стало толчком для создания коллектива. Не скрывает Анатолий Николаевич и определенной политической составляющей своей работы: пропаганда через танец культур разных народов учит людей уважать и ценить все нации. Поэтому немалое место в репертуаре ансамбля занимают танцы и песни народов России. Первой ласточкой в этом смысле можно назвать композицию на башкирские мотивы. Забегая вперед, замечу: и сам танец, и предваряющая его песня «Соловей» (на башкирском языке!), и костюмы исполнителей замечательно, сказочно красивы. Не говоря уж о том, как они экзотичны для нашего южнороссийского глаза.

Кстати, соседство в одной программе танцев разных народов выгодно подчеркивает особенности и колорит каждого из них! Например, названному башкирскому предшествовала «Черкесска» – любимый танец… терских казаков. Да, именно казаков, перенявших его у горцев. Взаимопроникновение культур на Кавказе, как известно, уходит корнями в давние времена. В исполнении «Черкесски» явно видно казачье преломление, свое «прочтение» особой горской пластики. Над сценической аранжировкой композиций немало потрудились балетмейстер Людмила Панина, руководитель вокальной группы Наталья Калашник, художник по костюмам Светлана Батаенкова, внося в каждый номер особую тональность и настроение, выстраивая гармонию танца и мелодии.

Наличие в филармонии такого ансамбля поначалу удивляет: фольклор рядом с классикой… Но это только на первый взгляд. Универсальность «Слободы» обещает внести в творческий регламент филармонии такую важную «строку», как обслуживание населения районов края. Проще говоря, куда невозможно пока вывезти огромный симфонический оркестр, туда вполне по силам поехать небольшому (шесть пар танцоров и пятеро вокалистов), мобильному, не слишком обремененному реквизитом ансамблю. Программа легко приспосабливается к сцене любого размера. Так на плечи юных слобожан ложится, по сути, серьезная просветительская задача. В нынешнем не избалованном искусством селе это вообще воспринимается едва ли не чудом: приехали артисты филармонии!

- Мы и ориентируемся прежде всего на нашего сельского зрителя. Надеемся, что угадали веление времени… Хотим объездить весь край, а может, и Кавказ.

К слову, не исключены в будущем, очевидно, и дальние гастроли. Во всяком случае, опыт А. Пянзина говорит о том, что наши фольклорные коллективы пользуются за рубежом огромной популярностью. Недаром поляки, восхитившись уровнем упомянутых «Степных зарниц», пригласили их приехать в будущем году еще раз на целый месяц.

В определенном смысле рискованным можно назвать обращение вокальной группы ансамбля к полузабытым и, вроде бы, непопулярным ныне песням середины ХХ века, таким, как «Восемнадцать лет», «Уральская рябинушка», «Бежит река». Это ж вам не «Муси-пуси», тут и мелодия, и вокал, и даже драматическая постановка требуется! Мне лично эти опыты слобожан показались не просто удачными, но даже романтичными, что ли… Какой-то да-авней стариной повеяло от «Рябинушки», когда солистка чистым-чистым голосом запела про «кудри токаря» и «кудри кузнеца». Пусть хотя бы так – как древность – услышит хорошую песню в качественном исполнении ухо сегодняшнего молодого слушателя, замордованного примитивом и безголосьем. И что-то обязательно останется в его душе.

Основу ансамбля составили воспитанники Анатолия Пянзина по «Степным зарницам», и это естественно, ведь он сам их выучил, благодаря ему эти парни и девушки избрали себе танец профессией. Сейчас они – студенты факультета искусств Ставропольского пединститута. Средний возраст – 20 лет. Конечно, им еще предстоит много потрудиться над собой, но вот чего уже теперь не отнимешь – это брызжущей через край увлеченности. С каким азартом врываются они на сцену, как горят у них глаза, какие улыбки на прекрасных одухотворенных лицах – просто позавидуешь. Мощная, естественная энергетика юности, помноженная на труд, приносит плоды, как показали уже первые выступления слобожан.

Необычно происхождение названия ансамбля – «Слобода». Как выяснил А. Пянзин у историков, место, на котором сегодня располагается здание филармонии, когда-то называлось в Ставрополе Слободой. В ней селились не казаки, а самый разношерстный ремесленно-торговый люд: армяне, греки, евреи и т.д. Слобода – олицетворение многоязычной пестрой «семьи», смешение разных говоров, одежд, вкусов, обычаев, соединенных судьбою в одно целое. В такой «семье» каждый ее житель органично восприимчив ко всему новому, «сосед-скому», в том числе и в культуре. Он отзывается и на свою родную мелодию и пляску, и с интересом наблюдает привезенное «из-за моря». Как, например, «Мексиканские мотивы», освоенные слобожанами. Сейчас в работе «Балканская сюита», в которую войдут македонский мужской танец, парный венгерский… Анатолий Николаевич не спешит раскрывать все свои задумки, в отличие от переживаемых трудностей.

- У нас пока нет своего оркестрового ансамбля, не предусмотрены соответствующие ставки в штатном расписании филармонии. Приходится приглашать музыкантов со стороны. Это, конечно, вносит значительные неудобства, но со временем должна решиться и эта проблема. Нас очень хорошо поддерживает директор филармонии Валентина Куникина, благодаря ей ансамбль смог состояться и, думаем, будем развиваться. Мы ведь только в начале пути… А начинать всегда тяжело. При том что работа профессионального танцора вообще требует огромной физической нагрузки. Но у нас подобрались энтузиасты, работают пока буквально за копейки.

Оптимизм А. Пянзина основывается на изначально конструктивном отношении к ансамблю руководства филармонии. Дай бог, чтобы усилия В. Куникиной были подкреплены еще и помощью со стороны министерства культуры, в частности, в приобретении для ансамбля хорошего инструментария и звукоаппаратуры. Про возможных меценатов из числа успешных предпринимателей не говорю, ибо вероятность содействия их культуре Ставрополья, как показывает практика, увы, ничтожно мала. Видимо,они еще не поняли «волшебной силы искусства» в бизнесе!

Зато массовый молодой зритель наверняка примет «Слободу» – такую свежую, близкую ему по возрасту. Запросы такого именно зрителя «держит в уме» руководитель ансамбля:

- Современной публике нравится, когда все легко, радостно, когда не нужно напрягаться. Такова реальность, и не учитывать ее нельзя, если хочешь завоевать зал. Но и от элементов трогательности, откровения, задушевности, свойственных фольклорным жанрам, не отказываемся. Чувствую остро, что нужны мы сегодня людям…

Остается добавить, что не так много в нашем крае подобных коллективов. По пальцам можно перечесть. И чутье явно не обманывает Анатолия Пянзина: «Слобода» родилась в нужное время и в нужном месте. Пожелаем ей большого творческого будущего.