00:00, 8 октября 2005 года

Хлебных бунтов никто не хочет

В отличие от предыдущих форумов нынешний оказался гораздо представительнее. В его работе приняли участие министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев и президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Башмачников, - рассказывает участник ставропольской делегации, директор Государственного учреждения по работе с фермерскими хозяйствами и сельхозкооперативами СК Алексей Зинченко. – Еще одно немаловажное отличие этого форума от предыдущих – фермеры стали более зрелыми, что ли? Раньше поднимались такие проблемы, как выделение участков из коллективных хозяйств. А сегодня уже никто не говорит: «Дайте мне землю, и я переверну весь мир!». Все сконцентрировано на государственной поддержке АПК – как фермерских, так и других хозяйств. Все мы солдаты одной армии и служим одному народу.

- Алексей Николаевич, судя по фермерской активности в последнее время, уж поистине вспомнишь о воинственности. Я имею в виду недавнюю акцию протеста в столице, где принимали участие представители крестьянских Южного федерального округа.

- Да, вы правы. К сожалению, это вынужденная, но в то же время оправданная мера. Надо же как-то людям «прокричать» о своих бедах, а иначе их и вовсе никто не заметит. Митинг протеста также обсуждался на съезде. Акция прошла, но фермеры не хотят останавливаться. Было принято решение: если до 20 октября не будет никаких положительных результатов, то подобные меры протеста повторить на местах. Краснодарские фермеры вообще предложили: «Давайте перекрывать трассы, блокировать нефтебазы».

- Хлебный бунт получается. Если вспомнить историю, хлебные бунты в России прекратились, когда Петр I построил дороги, по которым зерно всегда можно было доставить в любой регион. Сегодня вопрос в другом - и дороги есть, и транспорт, нет самого движения зерна на рынке.

- Это действительно проблема всех проблем. Хлебных бунтов никто не хочет. На съезде однозначно заявлено - мы цивилизованный народ. Надо все делать только в рамках закона, как бы тяжело нынче ни было. Посудите сами: за этот год ситуация в сельском хозяйстве заметно ухудшилась. Фермеры юга России вырастили 5 миллионов тонн зерна. Однако цены на него сложились ниже прошлогодних на 20-25 процентов при одновременном и порой неоднократном росте стоимости горючего, удобрений, запчастей, техники. В результате у фермеров и других малых сельских предпринимателей прибыль сократилась в пять-шесть раз, ее попросту не стало. Существующие меры государственной поддержки доступны только двум процентам КФХ. Из бюджетных средств, выделяемых на сельское хозяйство, до фермеров доходит в четыре-пять раз меньше, чем их вклад в общий объем производства сельскохозяйственной продукции.

- На Ставрополье эта проблема также существует?

- На фоне других регионов ЮФО наш край, должен сказать, отличается. В прошлом году мы освоили 70 миллионов рублей, в нынешнем - около 80 миллионов в виде дотаций, субсидий, лизинга. У нас поддержка из краевого бюджета есть. У ростовских коллег, к примеру, намного сложнее с этим, хотя там площади больше наших. А в общем у нас такие же беды, как и у соседей - продажа зерна, диспаритет цен. Государство должно дотировать продукцию отечественных сельхозпроизводителей, освобождая от налогов, использовать другие защитные механизмы. По итогам работы съезда был определен ряд требований к федеральным властям. Среди них – выделение субсидий на компенсацию затрат в связи с повышением цен на материально-технические ресурсы и тарифов на услуги, на строительство животноводческих помещений, долгосрочное кредитование на возведение производственных помещений и приобретение сельхозтехники под субсидированную ставку и многое другое.

По мнению делегатов съезда, для того, чтобы уровень жизни в городе и сельской местности был одинаковым, необходимо постепенное увеличение государственной поддержки сельского хозяйства. А иначе село не поднять. Зарплата в сельском хозяйстве в два с половиной раза ниже, чем в промышленности. Помните, на недавнем заседании Госсовета в Элисте президент страны Владимир Путин приводил угрожающую статистику: за последние годы 13 тысяч деревень и хуторов опустели. Не стало исключением и Ставрополье. Люди покидают родные земли в поисках лучшей жизни. Сейчас у всех на слуху разработка федерального закона о развитии сельского хозяйства и регулирования агропродовольственного рынка страны, на который возлагаются большие надежды, в том числе как раз и в плане социальной инфраструктуры российского села.

- В последнее время идут разговоры еще об одном не менее важном законе – об ипотеке земель. По вашему мнению, изменит ли он положение дел и в фермерстве, и во всем сельском хозяйстве края?

- О законе говорят давно. Но пока, к сожалению, он не принят. Ипотека была бы неплохим вариантом решения ряда проблем. В хозяйствах уже заложили все, что возможно - до такой степени закредитованы. Земельная ипотека стала бы своего рода глотком воздуха, неплохим подспорьем для сельского производителя.