00:00, 7 октября 2005 года

Я всегда пел, как птица!

Даже давние поклонники «Осени…», видавшие и слыхавшие в свое время многих знаменитых, по-настоящему звездных исполнителей, ставят в ряду первых из них и Эрика, получившего бешеную популярность сначала как обладателя уникального для мужчины «женского» голоса - альта, а потом и как мастера высочайшего класса, виртуозно владеющего самыми изощренными и изысканными секретами оперного вокала. Вполне оправданно ведущие концертов представляют его «поистине легендарным вокалистом современности». У певца и творческий псевдоним необычен: Эрик Салим-Мерюэрт – это сочетание вобрало в себя имена его родителей (в девятилетнем возрасте Эрик потерял отца, а десять лет спустя скончалась от тяжелой болезни и мать, в память о них он и взял себе такое имя).

Он вышел на сцену в черном костюме с широким и длинным-длинным белоснежным атласным шарфом на шее, белые и тоже очень длинные кисти которого в течение всего вечера обрамляли фигуру артиста подобно крыльям. Прическа проста чрезвычайно – связанные в пучок на затылке черные волосы. В этой подчеркнутой простоте, как и в белом шарфе, был некий едва уловимый вызов канонам. Вызов не «в лоб», а пунктиром обозначенное стремление творческой личности к определенному образу. Как позже признался сам певец:

- Надоели смокинги, бабочки, фраки! Они обязывают к какой-то строгости, зажимают. Выходя к публике, надо надевать то, что будет тебя дополнять и помогать. А прическа осталась после съемок фильма «Вокальные параллели», где требовались длинные волосы. Пора стричься! – Эрик улыбается с хитринкой в глазах.

Он вообще очень улыбчив, даже как-то нервно смешлив, то и дело готов похохотать над, казалось бы, самой простой фразой. Явно живет в нем эдакое профессиональное кокетство человека сцены, привычка быть на виду, под прицелом сотен взглядов. Впрочем, посмеяться он разрешает себе только потом, после выступления. Во время концерта – сосредоточен, собран, в паузах, пока звучит оркестр, крепко закрывает глаза, словно уходит куда-то в свой, отдельный от нашего будничного мир. А голос его льется таким легким ручейком, так свободно, непринужденно, что просто не верится, что человек способен издавать такие звуки – красоты неслыханной, возносящейся к самому небу…

- Я всегда пел, как птица! – Эрик говорит об этом как о чем-то само собой разумеющемся. Дескать, ну и что?..

А ведь когда-то при поступлении в Гнесинское он столкнулся с неприкрытым неприятием со стороны ряда чиновников от образования: как же, «мужик поет женским голосом», скандал! А мужику от роду было девятнадцать лет, и он просто ужасно хотел петь. Поступал одновременно и в Московскую консерваторию, и в Гнесинку, и в Гнесинке его сначала не допустили до второго тура, а в консерватории прошел и тогда только был восстановлен в списке Гнесинки. В связи с чем с благодарностью вспоминает народную артистку СССР Наталью Дмитриевну Шпиллер, бывшую тогда председателем методического совета Минкультуры России: она пробила для талантливого «степняка» (Эрик родом из западного Казахстана) специальное, целевое место. Однако и после зачисления все еще многие сомневались, что с ним делать, как учить? «А надо было просто ставить мой голос на мое дыхание!». Знаменитый наш педагог Нина Львовна Дорлеак очень хотела сразу начать с ним заниматься, но в это время должна была уехать в тур по Франции. Он все же прошел выучку Нины Львовны, стажируяась у нее в аспирантуре Государственной консерватории им. Чайковского, и стараниями таких педагогов, как она, сумел найти свою нишу в искусстве.

Вечер вокальной музыки, как назвали концерт Эрика Курмангалиева в Ставрополе, вместил в себя произведения зарубежных композиторов ХVll-ХlХ веков. Звучали арии Адмета и Сероя из одноименных опер Генделя, ария Фарначи из оперы Моцарта «Митридат, царь Понтийский» (композитор написал ее в возрасте 14 лет, и уже тогда был виден гений), монолог Чио-Чио-сан из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй», ария Далилы из оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса, каватина Танкреда из оперы «Танкред» Россини… Неожиданно прекрасен оказался дуэт сопрано и альта из «Реквиема» Джузеппе Верди, исполненный гостем вместе с солисткой Ставропольской филармонии народной артисткой России Ольгой Мещеряковой (знай наших!). Уже после финальных аккордов концерта певец, поскольку публика никак не отпускала, исполнил на бис песенку Леля из «Снегурочки» Римского-Корсакова, ставшую трогательно-теплым прощальным приветом залу.

Между прочим, приятно поразил гостя Ставропольский симфонический оркестр. Не ожидал от провинции такого высокого уровня, честно признался Эрик. Ему понравилось работать с нашими музыкантами, хотя времени на репетиции было, как всегда на гастролях, явно мало. Но работалось хорошо.

Талант этого необыкновенного артиста поражает многосторонностью: много лет Эрик увлеченно занимался классическим балетом, восточными танцами, о его драматическом даровании ходят легенды. Не случайно в 1992 году за роль Сонг Лиенг в спектакле Р. Виктюка «М. Баттерфляй» по пьесе американского драматурга Дэвида Хванга он был назван лучшим актером года: так были оценены по достоинству все грани его мастерства. И все же основным своим призванием Эрик считает пение. Природой (или самим Богом?) данные голосу сила и гибкость позволяют исполнять сложнейшие произведения композиторов эпохи барокко, классиков-романтиков, русских композиторов. Курмангалиев – желанный гость на самых престижных сценах всего мира. Правда, по иронии судьбы в Италии до сих пор не привелось бывать, хотя итальянских композиторов он очень любит и много поет их сочинений. А вот в Париже Эрик выступал не раз – по приглашению Пьера Кардена, известного ценителя классической музыки и пения. К своим слушателям в России певец относится с особым теплом. В течение целого ряда лет с удовольствием принимал участие в международных фестивалях «Декабрьские музыкальные вечера» Святослава Рихтера. Наконец, стоит добавить, что имя Эрика занесено в Книгу рекордов Гиннесса как признание его вокального феномена. Впрочем, американская страсть регистрировать всяческие рекорды в данном случае вызывает улыбку: ну можно ли в принципе привести к некоему общему знаменателю талант?!

Эрика никак нельзя воспринимать «экзотикой». Да об этом и не думаешь вовсе, когда слушаешь его выступление. Просто ощущаешь светлую, легкую радость. Наверное, в значительной мере это обусловлено позицией самого артиста: он никогда не чувствовал, что «не такой, как все». И на «дурацкие» вопросы о собственной неординарности отвечает без раздражения:

- Всегда ощущал себя нормальным. Искусство и должно быть таким! А когда начинают оценивать по половым признакам, искусство заканчивается! Когда мы слушаем музыку Чайковского, разве думаем, кто он был в жизни?

Впрочем, услышав, что в мире сейчас известны всего два таких голоса, тут же быстро с любопытством спрашивает: а кто второй-то? Мол, ну-ка, ну-ка… И далее с детской непосредственностью утешает:

- Ну если и есть, то такой репертуар, как у меня, больше никто не поет! Я ведь пою только то, что люблю. Иначе просто не имеет смысла браться и выносить на публику.

Никаких звездных амбиций тут нет. Эрик Курмангалиев и впрямь отличается пристрастием к редко, а то и вовсе никем не исполняемым произведениям классики. На этом строит сейчас новый проект: программа мало звучащих творений Россини, Моцарта, Беллини, которую представит на сцене Большого зала Московской консерватории.

- А то у нас на все времена один «Севильский цирюльник» и все. Хотя у автора столько других шедевров!

Несмотря на триумфальный успех «М. Баттерфляй», сотрудничать с Виктюком дальше желания у Эрика нет: «Тяжело с ним! Да и эстетика его не нравится…».

И все-таки удивительны причуды природы: как мог в абсолютно непоющей семье отца-хирурга и матери-педиатра появиться и вырасти этот чудо-голос?

- Не знаю сам! – искренне изумляется и опять заливисто хохочет. – Сколько себя помню, столько пою. Лет в 12 четко осознал, что классическая музыка – это мое. Все остальное померкло. Хотя танцевать тоже любил и, если бы меня не увлекло вокальное искусство, наверное, стал бы танцовщиком...

Вне сцены Эрик одинокий человек, семьи нет. Но заботиться есть о ком: после гибели младшего брата остались два племянника, которых он помогает «выращивать». Вообще довольно часто бывает в Казахстане, куда приглашают знаменитого земляка. Туда отправится и после перелета из Ставрополя в Москву.

Среди современных оперных исполнителей предмет поклонения для Эрика - Ирина Константиновна Архипова, сумевшая сохранить в весьма преклонном возрасте чистоту голоса… Хотел бы и для себя такого творческого долголетия.

Кроме музыки, он ужасно любит…спать! Да это и понятно: при таких физических нагрузках, которых требует сцена, отдых так нужен. Еще Рахманинов говорил, что нет в мире ничего вожделеннее сна! А вот телевизора у него просто нет. Вот вам еще один верный знак нормальности собеседника! Кто сегодня в здравом уме увлекается телевизором, извините…

Еще Эрик, выросший на широких просторах Казахстана, очень любит природу.

- Когда попадаю в степь, сразу раскрывается душа, хочется петь, никого нет, кругом одни бараны… Пой сколько тебе угодно…

- Про баранов чистая правда, доводилось нашему герою и в пастушках ходить.

- Конечно, за три дня мало что успел посмотреть в Ставрополе. Но все же немного прогулялся и увидел, что «город милый, зеленый. Люблю тихие, спокойные города. В такие города хочется возвращаться»…