00:00, 27 сентября 2005 года

Экзамен сдавали Эльбрусу

Все признаки цивилизации на северном склоне заканчиваются на отметке 2500 м, где на живописной альпийской поляне Эммануэля пасутся стада овец и находится базовый лагерь спасателей МЧС. Дальше и выше можно только карабкаться по каменистым горным тропам. И лишь на второй день пути удается  добраться до Северного приюта - лагеря альпинистов, расположенного на отметке 3700 м.

- Мы выбрали северный склон с целью подняться на  Восточную вершину Эльбруса высотой 5621 м, - рассказывает доцент кафедры теплотехники, теплогазоснабжения и вентиляции СевКавГТУ Александр Вислогузов. - Группа из пяти человек под руководством  спасателя с 25-летним опытом Александра Шипулина, взяв старт из Кисловодска, прибыла на поляну Эммануэля, которая встретила нас шквальным ветром и холодным ливнем.

Успешно сдав первый тест на адаптацию к суровым горным условиям, на следующий день группа приступила к восхождению. По пути обнаружили огромное плато, которое фашисты во время войны использовали в качестве аэродрома горной дивизии «Эдельвейс». К десяти часам утра вышли на отметку 4700 м. Но после этого темп восхождения резко снизился. Однако неутешительный прогноз погоды  мог отменить восхождение вовсе, и  группа пошла на риск. Оставшиеся до вершины 900 м предстояло одолеть, используя все резервы организма. Заключительные метры непрерывного подъема  после десяти часов восхождения стали превращаться в вечность. Глубокий целинный снег, острая корка льда и дефицит кислорода поставили группу в прямом смысле на колени: время шло, а заветная вершина, казалось, отодвигалась за бездонные небесные горизонты. График восхождения рассыпался на глазах как карточный домик. Последние участки подъема преодолевались практически на четвереньках, а порою даже ползком.

- И наконец-то счастливый миг настал! В 15.00 после четырнадцати часов изнурительного восхождения мы достигли заветной цели - Восточной вершины, - вспоминает доцент кафедры теплотехники, теплогазоснабжения и вентиляции СевКавГТУ Александр Воронин. - С юга простираются долины солнечной Грузии, с севера - необозримые просторы Ставрополья, пропадающие  в голубой дымке. А над головой только бездонное небо.

Погода на Эльбрусе крайне неустойчива. Значит, задерживаться  здесь нельзя. Поэтому о длительном отдыхе не могло быть и речи, а сил для спуска уже практически ни у кого не осталось.

Пять минут отводится на фото и киносъемку. Факт покорения вершины регистрируется в памятной записке, которая закладывается руководителем группы в специальную капсулу. И – прощай, высота!

- Солнце медленно катилось к горизонту, и, казалось, что этот самый длинный день в нашей жизни никогда не закончится, - вспоминает Александр Вислогузов. - К восьми часам вечера мы благополучно возвратились в лагерь.

Лидия ЩЕРБАХИНА