00:00, 24 сентября 2005 года

Святой заяц

- Задолго до путешествия мы морально готовились к трудностям, с которыми ожидали столкнуться на Соловках, - рассказывает Артур Гавришев. – Однако первые испытания на прочность характеров начались еще на Ставрополье и связаны они были с… бумагами, а вернее, с волокитой. Для того, чтобы отправиться на Север, нам пришлось оформлять кипу различных справок, страховок и медицинских книжек. Едва подготовишь и заполнишь один формуляр, как выясняется, что он устарел и необходимо готовить новый. Другая беда состояла в том, что не было известно точно, какие нужно иметь прививки. Затем вдруг выяснилось, что половину из назначенных прививок нам нельзя было делать из-за несовместимости препаратов. Кстати, могу сказать, что с подобной неразберихой сталкивались ребята из других мест, даже из самой Архангельской области. Мы уж было совсем отчаялись, но тут нам на помощь пришел начальник краевого управления студенческих отрядов Б. Дроботов, и все проблемы были решены.

Ехали поездом, плыли на свой страх и риск на прогулочном катере «Лагуна», ибо наше суденышко, как сказал капитан, три раза тонуло в каналах Санкт-Петербурга и не было предназначено для плавания в открытом море. К счастью, не штормило, и мы благополучно добрались до Соловков.

Как известно, основу жизни Соловецкого архипелага составляет мужской монастырь, насельники которого за шесть веков создали разнообразный комплекс оборонительных, жилых, хозяйственных и храмовых построек. Трагические страницы вписал в историю располагавшийся на архипелаге с 1923-го по 1939 год Соловецкий лагерь особого назначения – СЛОН. Поэтому я предполагал, что на островах будет пустынно и тихо, но…. оказался прямо в центре большой стройки, где все гремело и шумело. Источником постоянного шума, похожего на гул вертолета, оказалась дизельная электростанция, обеспечивавшая электричеством поселок Соловецкий с населением в тысячу человек. Летом к ним присоединяются рабочие и туристы. Для них в поселке имеются ресторан, кафе и бар, так что «культурная» жизнь кипела.

Однако современные Соловки – это прежде всего крупнейший в России центр духовной жизни, так как там находится старопигиальный мужской монастырь, то есть подчиняющийся непосредственно патриарху. Поэтому паломников там видимо-невидимо. Каждое воскресенье вокруг монастыря верующие и монахи проходили с молитвами и песнями крестным ходом. Наиболее значительный по масштабам крестный ход был, когда привезли икону последнего российского императора Николая II. Работу стройотряда благословил архимандрит монастыря отец Иосиф, после чего нам разрешили побывать в монастыре. Нас провели в кельи, мы пообедали в трапезной, но с монахами не встретились, так как им нельзя было с нами общаться.

Поселили нас, 20 стройотрядовцев, в старый деревянный барак, оказавшийся бывшим управлением СЛОНа. По неизвест-ной нам причине «аборигены» называли этот дом «Лондон». Там вообще в ходу звучные названия. Например, питались мы в столовой, прозванной народом «Шанхай». Впрочем, кормили там неплохо. По праздникам в рационе были апельсины и помидоры с огурцами.

Вскоре наш отряд пополнился ребятами из столицы, а также из-за рубежа. Иностранцам дали новые имена: Светланой назвали девушку из Сербии, парней из Италии окрестили Жориком (Джорджио) и Чи (Чинция). Испанца Сержио из Каталонии прозвали Серегой. Получилась хорошая интернациональная команда.

Работали в самом Соловецком монастыре. В основном копали под наблюдением археологов траншеи глубиной три метра для водопровода или под электрический кабель. Просеивали каждый кусочек земли, и нашли кованые гвозди, остатки керамики, монеты XVII-ХХ веков. Также занимались бетонированием межэтажных перекрытий прачечного корпуса позапрошлого столетия, разгружали баржи. Работа была тяжелой, но больше всего хлопот доставляли капризы погоды, которая могла поменяться несколько раз в день. Поэтому было очень трудно подобрать спецодежду. Саша Острецов не рассчитал своих возможностей, через две недели заболел и вынужден был вернуться домой.

Для развлечений у нас были только велосипеды и лодки. Однажды во время лодочной прогулки по каналам мы заблудились. Во время долгих блужданий решили проплыть между двумя островками. И вдруг увидели, как с одного острова на другой по воде бежит заяц. Обалдели от увиденного и подумали, что это «святой» заяц. Только подойдя поближе, стало ясно, что косой промчался через брод. Мы перетащили лодку и вернулись домой. Так что «святой» заяц указал нам путь. Скоро белые ночи сменились темными, и на небе показалось полярное сияние. Стало ясно, что работа нашего строительного отряда подошла к концу. Мы получили расчет и с первым пароходом отправились на материк.