00:00, 23 сентября 2005 года

Пропаганда на колесах

Автомобили такого типа нередко называют вахтой и даже автобусом. На крыше – «колокола» (громкоговорители). Зеленые борта украшают пестрые плакаты, продвигающие контрактную службу в массы. Вот, пожалуй, и все средства агитации, которые может увидеть любой смертный до тех пор, пока передвижной пункт по предварительному отбору граждан на военную службу не начнет работу. Большинство его «секретов» раскрывается в действии. Стоит машине «окопаться» для обработки местного населения, как тут же под ее боком вырастает трехсекционная палатка, которая заполняется столами и стульями, вдоль стенок расставляются информационные стенды: все о профессиональной армии. Наглядная агитация может размещаться и в самом автомобиле, и на улице. Палатка – не единственное место для работы с кандидатами. В кузове тоже достаточно места, тем более что изнутри он, скорее, напоминает уютную гостиную: большие окна, прикрытые жалюзи, мягкие диваны. В углу – гордость создателей передвижного пункта – «технические средства». Кажется, ничто не забыто: телевизор, аудио- и видеомагнитофоны, DVD- плейер, усилитель, колонки. Микрофон позволяет вещать через громкоговорители на всю округу с места и в движении. Для аппаратуры в чудо-автомобиле предусмотрено альтернативное питание. Работать можно даже в поле: в арсенале у машины имеется независимый бортовой электрогенератор. В общем, «упакован» военный «Урал» по полной программе. Отсутствует разве что полевая кухня. Впрочем, ее обязанности исполняет микроволновая печь, установленная в будке агитационного грузовика.

Второй такой машины нет, и, похоже, ей не суждено появиться. Заводы подобных транспортных средств не выпускают. Идея создания агитационного автомобиля на базе военного «Урала» принадлежит Ставропольскому крайвоенкомату. А началось все с мысли о том, что, дескать, неплохо бы создать передвижной пункт по отбору граждан на контрактную службу.

- Анализируя результаты нашей работы, - рассказывает начальник отделения подполковник Александр Сорокин, - мы пришли к выводу, что желающих служить по контракту в отдаленных уголках края недостаточно. - А ведь «запасников» в небольших населенных пунктах много. Учитывая нынешний уровень безработицы, нам показалось странным, что население аулов, сел и деревень обходит стороной Вооруженные силы.

Идею одобрил военный комиссар Ставрополья генерал-майор Виталий Татаренко. Не стал возражать против нововведения и командующий СКВО генерал армии Александр Баранов.

На создание передвижного агитпропа ушло три месяца. И вот он уже преодолевает первые метры по бездорожью глубинки.

Как рассказал начальник отделения крайвоенкомата подполковник Виталий Турченко, положительные отзывы новоявленное транспортное средство завоевало уже во время полевых испытаний в Шпаковском районе. Намерений опробовать автомобиль, что называется в деле, у экипажа передвижного пункта в тот день не было. Они хотели лишь взглянуть на созданный комплекс в развернутом виде, выяснить, все ли предусмотрели. Чтобы зазря не искушать жителей близлежащих населенных пунктов, машину «окопали» в поле. Однако не успели еще до конца разбить палатку, как появились первые пока еще зеваки. А уже через пять минут они сидели в палатке, вникая в особенности службы по контракту. Вслед за ними потянулись другие любознательные граждане. Так что, судя по всему, результаты будут.