00:00, 23 сентября 2005 года

Анатомия социального одноклеточного

- Я считаю, что у каждого молодого человека должно быть определенное гражданское сознание. Причем выражать свою точку зрения необходимо публично. Да, мне интересно следить за судьбой России. И прежде всего потому, что я понимаю - нельзя жить отстраненно от нее, - говорит Кирилл.

- Мне кажется, что среднестатистический человек уже слишком устал от политики, привыкнув лишь отмахиваться: мол, за меня и так уже все решили…

- Это стереотип, который нужно ломать. Доказывать людям, что все зависит лишь от них самих. И если они сплотятся, то смогут реально противопоставить свое мнение тому, что не нравится, добиться результата. Нельзя молчать, нужно отказаться, наконец, от прошлого и жить настоящим. Чтобы молодое поколение уже со школьной парты знало: им есть что отстаивать! К сожалению, процентов 90 наших граждан вспоминают о своих правах, лишь столкнувшись с реальной проблемой.

- Когда, по твоему мнению, Россию можно будет назвать действительно цивилизованным государством?

- Мне к тому времени будет лет 60. Должны смениться одно-два поколения. Когда из политики и экономики уйдут люди, воспитанные советской командной системой, у которых было одинаковое мышление. Кто носил одинаковую одежду, чуть ли не строем ходил в кинотеатры и на работу. Пока они будут стоять у рычагов управления, страна не изменится. В Советском Союзе многие люди работали только для того, чтобы что-то делать. Они знали: в случае чего государство даст минимально необходимое. А тут резко объявили свободу, и бах, выяснилось, что надо зарабатывать деньги.

- Может быть, стране и нужна система типа прежней, чтобы навести, наконец, порядок?!

- Она господствовала почти 70 лет. И это был рост без развития. Конечно, преждевременно было давать полный набор свобод. Хотя бы лет десять стоило держать ситуацию (отчасти экономическую, отчасти политическую) под контролем, и страна бы не пришла к кризису. Одна из главных же проблем дней нынешних: низкий интеллектуально-культурный уровень молодежи. И с этим нужно работать - убеждать молодых людей читать хорошие книги, слушать музыку со смыслом, заставлять думать. Другая проблема: реального молодежного политического движения у нас никогда не было. Да, существовала система подготовки молодежи в СССР. Но разве это нормально, когда тебя заставляют идти в октябрята, пионеры, честь отдавать, носить одинаковые шорты, штаны, галстук?! Комсомольское движение, по-моему, маразм. Вспомните, кто сидел в ЦК комсомола и управлял этой молодежной организацией - люди, которые уже внуков нянчили. Это был не набор ярких индивидуальностей, а одна бесформенная амеба, по своей сути социальное одноклеточное существо.

- Интересно, почему мы, нынешнее молодое поколение, сейчас так легко об этом рассуждаем, а вот наших родителей в принципе в то время все устраивало?

- Потому что им было что кушать, худо-бедно, но продвигалась очередь на жилье и автомобили. У них было все достаточное для жизни, а вот стремления достичь чего-то большего - нет. И оно возникнуть не могло – зачем?!

- Так что же конкретно нужно изменить в современной России?

- Ты спрашиваешь о технологиях, а я считаю, что нужно определиться со стратегией. Усилить роль молодежи в жизни общества. Построить комплекс реальных гражданских институтов. Повысить интеллектуально-культурный уровень населения. Остальное все придет. Если люди поймут, что деньги можно зарабатывать честным трудом, они не будут воровать. Главное, чтобы человек стал думать и видеть дальше собственного носа.

- Если молодой паре негде жить и нечем кормить своего маленького ребенка, тогда, знаешь ли, не до высокой политики!

- Хорошо. Все и не должны заниматься политикой. Значит, нужно объяснять, что, доверьтесь нам сегодня, и мы сделаем все, чтобы завтра у ваших детей было необходимое.

- Где-то я уже это слышала… Думаешь, поверят?

- Не знаю. Это уже вопрос морали. Повторюсь, нужно, чтобы сверху существовало управление развитием интеллектуального уровня населения. Надо доказать - мы можем жить лучше. И главное, конечно, помнить, что молодежь – это не тупой инструмент для политического воздействия. Это люди. Они могут мыслить. Просто им нужно дать толчок.