00:00, 14 сентября 2005 года

Театр меняется от перемены зрителя

Летнее сценическое затишье, к радости заскучавших было театралов, наконец-то сменится активным содержательным времяпрепровождением в зрительных залах, а предстоящие встречи, несомненно, сулят немало ярких впечатлений. Об этом – наша беседа с министром культуры Ставропольского края Евгением Луганским.

- Евгений Иванович, обменные гастроли, в общем-то, не новая форма работы театральных коллективов, однако, с тех пор как вы возглавили министерство, люди заметили, что эта форма у нас в крае обрела новую жизнь, театры стали практически ежегодно обмениваться выступлениями, и это вносит приятное разнообразие в культурный процесс. Так происходит оттого, что вы сам – человек театра, или это принципиальная позиция министерства вообще?

- Имея театры такого уровня, грешно было бы не использовать их потенциал. Нам удалось закрепить обменные гастроли краевых театров отдельной строкой в программе первоочередных действий губернатора, то есть правительство тем самым подтверждает важность и нужность этой работы, готово ее поддерживать и развивать. Как бы это ни было затратно, да и для самих театров хлопотно. Ведь любые гастроли можно, пожалуй, сравнить с переездом в новую квартиру… Начиная с разных размеров сцен и заканчивая бытовыми условиями для труппы. Тем не менее вот уже четыре года подряд театры драмы и оперетты такие гастроли проводят. Кое в чем помогает и российское Министерство культуры, например, в организации обменных гастролей в рамках Южного федерального округа – Ставропольский театр драмы им. Лермонтова выезжал во Владикавказ, а оттуда к нам приезжал Русский театр драмы им. Вахтангова; также Пятигорский театр оперетты побывал в Нальчике, с ответным выступлением Пятигорск посетил Кабардино-Балкарский театр. Таким образом, география обменных гастролей заметно расширилась.

- При всех проблемах, связанных с организацией гастролей, в выигрыше остаются и актеры, и зрители.

- Безусловно! Актерам как воздух необходимы новый зритель, новая атмосфера. Они ведь и чувствовать себя начинают по-новому! Знаю это по опыту прошлых лет, когда, как вы помните, каждым летом театры страны находились в дороге, на три месяца отрывались от дома, переживали понятные неудобства гастрольного периода – жизнь в гостиницах, оставленные на чье-то попечение дети… Но при всем том гастроли привносили в актерскую жизнь и радость обновления, встречи с незнакомой публикой. По сути дела, каждым спектаклем сдавался своего рода экзамен перед новой публикой. А что такое новая публика? Она ведь может своей неожиданной реакцией буквально повернуть спектакль в иное русло.

- В каждом городе зритель смеется или, наоборот, плачет в другом месте спектакля…

- Совершенно верно. А в конечном счете все зависит от уровня подготовленности публики, от того, какие театры ее воспитывали. Нашу ставропольскую публику я считаю классной, понимающей. Она очень восприимчива, отзывчива, если она кого полюбит – это надолго! Думаю, во многом это заслуга самого театра. Почему наша публика регулярно ходит на гастрольные спектакли какого-то одного столичного театра, а других игнорирует? Да потому, что наш зритель ценит профессионализм, он видит, как работают гастролеры, и, если они не позволяют себе халтуры, зритель это запомнит обязательно. А наш зритель подмечает все! Он отличит на сцене среди реквизита даже стул, принадлежащий местному театру. Мелочь? Отнюдь. Нужно уважать своего зрителя.

- В чем-то, наверное, в ходе обменных гастролей будет сложнее Ставропольскому театру драмы, поскольку публика на Кавминводах – это не только местные жители, но и приехавшие со всех концов страны отдыхающие, то есть зрительный зал будет, мягко говоря, неоднороден…

- Ну так было всегда, и должен сказать, что всегда эта публика проявляла высокую требовательность, с нею халтурить нельзя! По сути дела, на Кавказских Минеральных Водах мы имеем всероссийскую сцену и всероссийскую публику. Для театра представлять такому широкому зрителю свой репертуар чрезвычайно ответственно. Впрочем, и среди жителей курортного региона у Ставропольского театра драмы много поклонников, которые очень ждут этой встречи. Когда был перерыв в гастролях, они даже писали письма: почему не приезжает к нам Ставропольский драмтеатр?

- А в Ставрополе точно так же всегда ждут встречи с опереттой, и тоже многие огорчались, когда пятигорчане не приезжали.

- Да, оперетту в Ставрополе очень любят! От желающих попасть на спектакли каждый год отбою нет. Кстати, хотелось бы отметить возросший в последние годы творческий уровень Пятигорского театра оперетты, чему в значительной степени способствовал приход на должность директора и одновременно художественного руководителя Светланы Калинской. А еще - приход молодых актеров, солистов-вокалистов и танцоров. В этом году в труппу влилась группа выпускников специального отделения Минераловодского музыкального училища. Эта свежая кровь сразу изменила лицо театра. Мы это видели в свое время и на примере Ставропольского театра драмы. Когда пришел в театр целый актерский курс, и как тогда сразу потянулся в театр и молодой зритель! Он пришел смотреть на своих сверстников, на «помолодевшие» спектакли, ставшие им интересными.

- Как нынче подбирался гастрольный репертуар – быть может, учитывались пожелания зрителей или выбирались только новые спектакли?

- Театры выбирали прежде всего свои лучшие постановки последнего времени. Ну и, конечно, отдавался приоритет тем спектаклям, которые не видела публика. В этом году, добавлю, спектакли драматического театра увидят не только пятигорчане, но и жители Кисловодска и Железноводска. Афиша гастролей, на мой взгляд, чрезвычайно привлекательна и разнообразна. Так, театр драмы открывает программу спектаклем «Круг», это очень интересная работа, в которой заняты замечательные исполнители, народные и заслуженные артисты, талантливая молодежь. Молодому зрителю обращен яркий, красочный спектакль «Жемчужина черная, жемчужина белая». А комедии «Слишком женатый таксист» и «Халам-бунду, или заложники любви» привлекут любителей юмора. Не забыты и дети: они увидят очень добрую сказку «Золотое ухо».

Серьезно подготовился к выступлениям в Ставрополе и коллектив театра оперетты. Открывает гастроли знаменитая «Травиата», причем в спектакле участвуют гости из Москвы: в роли Виолетты – солистка Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Валерия Зайцева, в роли Альфреда – солист театра «Новая опера» заслуженный артист РФ Николай Черепанов. Приглашение таких известных певцов, зарекомендовавших себя на лучших сценах страны, конечно же, украсит спектакли. Заслуживает внимания и спектакль «Снежная королева» - выпускная работа ребят, окончивших хореографическое отделение Минераловодского музыкального училища, постановщик Татьяна Гранатова. Это, безусловно, явление в театральной жизни нашего края. Ведь театр тридцать лет не обращался к балету! И первая же постановка оказалась очень удачной, настолько она зрелищна, красочна, а какие чудесные молодые танцоры! Я бы пригласил на этот спектакль детей вместе с родителями, и те, и другие получат настоящее эстетическое удовольствие. Это как раз тот случай, когда для детей делается все лучшее. А в отсутствие в крае детского театра это особенно важно, и хорошо, что это понимают и театр оперетты, и театр драмы, восполняющие своими постановками этот пробел. По сути, они воспитывают зрителя, начиная с детского сада. Чувство прекрасного, развитое в юном возрасте, остается с человеком на всю жизнь. Есть в гастрольной афише и любимые образцы классики – «Марица», «Фиалка Монмартра», «Летучая мышь», блистательные, никогда не надоедающие публике.

- Евгений Иванович, многим зрителям не хватает недели, чтобы получше узнать театр, ведь за это время успеваешь увидеть лишь два-три спектакля. Нельзя ли сделать гастроли более продолжительными?

- Увы, экономически это не только не выгодно, но даже убыточно. Наши цены на билеты не поспевают за теми расходами, которые несут театры, выезжающие на гастроли. Из этого и приходится исходить. Как только экономическая ситуация изменится к лучшему, мы обязательно постараемся учесть пожелания театралов.

- Но даже и непродолжительные гастроли в нынешних условиях как-то восполняют их прежнее полное отсутствие, я уж не говорю о тех гастролях пятнадцатилетней давности, о которых многие вспоминают с ностальгией… Вот было пиршество для театралов: один месяц смотришь балет, другой месяц – оперу, третий – драму, и все из разных городов!

- Да, это было здорово, шла насыщенная театральная жизнь весь год. И люди заполняли залы! Сегодня мы не можем видеть лучших достижений театрального искусства страны. А они есть, их много. И одной антрепризой этого не восполнить. Вот почему мы придаем большое значение обменным гастролям краевых театров и надеемся, что наш зритель оценит эти усилия.