00:00, 14 сентября 2005 года

Самая чистая правда - неочищенная

Вчера краевая власть пригласила журналистов, чтобы поговорить о праве граждан на объективную информацию. Поговорила.

То, что необходимость в такой встрече назрела давно, отмечали и госслужащие, и главные редакторы. Но первые намекали: мол, не скажи президент «мы прежде всего должны обеспечить право граждан на объективную информацию», и ничего бы не было. Самое печальное, что это действительно так. Очевидно, что власти, которая скверно работает, невыгодно, чтобы до граждан доходила объективная информация. Во-прос же о том, как трудятся ставропольские «верхи», спорный. Вот в каком плане. Обвинят в огульном очернительстве, если скажу – плохо: потому что село загибается, экономика слабо развивается, инвестиции текут, но все как-то мимо, в основном в сторону Краснодара... Обвинят и – будут совершенно правы, исходя из собственных соображений объективности, которые от наших, журналистских, отличаются самым разительным образом. В губернаторской команде считается, что «основным источником объективной информации являются службы статистики». Извините, если верить статистике, прошлогодний рост валового регионального продукта Ставрополья зашкалил за 11%. Результат просто фантастический!

Обеспечить право граждан на объективную информацию в одиночку не может никто – ни власть, ни СМИ, сказала заместитель председателя правительства края Алла Золотухина. А следом прозвучало, что проведено уже более четырехсот единых дней информирования населения, на которых 225 тысяч человек были чиновниками «подробно проинформированы о положении дел в Ставропольском крае». Заметим, «подробно». Оценка же, которую А. Золотухина дала ставропольским средствам массовой информации, - «преимущественно объективное освещение». Журналистов упрекнули за то, что мы мало пропагандируем плодотворную совместную работу исполнительной и законодательной ветвей власти, много внимания уделяем конфликтам, сгущая краски. В таких случаях всегда хочется задать вопрос: почему прокуроров никто не упрекает за то, что они не занимаются расследованием добрых дел?! А ведь основное призвание журналиста, по сути, то же – находить язвы общества. Иначе не излечиться от коррупции, халатности, наплевательства, углубляющегося отрыва власти от интересов граждан, о чем, кстати, президент России тоже говорил. Именно в этом – социальная ответственность профессии. А писать о хорошем, поверьте, проще всего.

А. Золотухина сказала еще одну важную вещь: власти на местах по-прежнему не приемлют проявлений независимости со стороны районной прессы, хотя сегодня нужен не возврат к партийным формам, а новые методы взаимодействия, например, создание районных информационных служб. Но услышали ли ее специально приглашенные местные «князья»? Вряд ли. Во всяком случае, глава администрации Новоселицкого района Александр Нагаев точно не услышал. «У нас один путь – становиться соучредителями районных СМИ», - сказал он. Читай – вернуть рычажок влияния и диктовать, о чем надо расписывать на целую страницу, о чем обмолвиться небольшой заметкой, а если надо, то вообще рот закрыть.

А. Нагаев даже припомнил, что «одна уважаемая газета что-то не то» написала про ситуацию в сельхозпредприятии «Колос», когда там шел передел собственности. Газета эта - «Ставропольская правда», а материал назывался «Новоселицкий детектив», и написали мы правду, в том числе и про роль в этом деле А. Нагаева. А единственное, в чем соглашусь с А. Нагаевым: «если есть нерадивые руководители – нужно их показывать»…

Власть не должна злоупотреблять имеющимися у нее административными рычагами. Это слова В. Путина. В качестве положительного примера А. Золотухина привела политику губернатора А. Черногорова, который придерживается стратегической линии на открытость. Действительно, глава края с удовольствием соглашается на предложение телекомпании выйти рано утром на пробежку, а заодно и рассказать на камеру о пользе спорта и его развитии на Ставрополье. Но давно известно, как белодомовские пресс-службы «давят» на СМИ, чтобы те в полном объеме, чуть ли не сохраняя все запятые, публиковали официальные сообщения, наполненные не только однобокой, но и порой просто недостоверной информацией. Главный редактор одной районной газеты даже заметил, что «если в газету впустить весь поток официальной информации – она захлебнется, перестанет быть общественно-политической, а станет сухим информатором, не более того». Любопытно, кстати, что большинство пресс-служб на совещание приглашены не были.

Нередко замалчиваются острейшие проблемы и в отчетах министерств и ведомств. Потому что всегда найдется любитель навести тень на плетень. По словам главного редактора газеты «Ставропольская правда» Василия Балдицына, определенная позитивная тенденция все же видна, поскольку «в последнее время мы получаем меньше «накачивающих» звонков, но тем не менее они идут». «Власть всегда хотела иметь ручную прессу, и чтобы поводок был покороче, - заметил президент Ставропольской телерадиовещательной компании Иван Шляхтин. – Каждый частоколом пресс-служб огородился, а правды нет».

Что делать? На федеральном уровне подготовлен законопроект об информационной открытости государственных органов власти. Аналогичный документ необходим и на краевом уровне, считает В. Балдицын, тем более что в ряде регионов такие законы приняты и хорошо сказались на взаимоотношениях прессы и власти. Власть же пообещала создать пресс-центр правительства края, который бы ежедневно предоставлял страждущим СМИ исчерпывающую информацию. Несколько человек получат работу. Только вот проблемы с обеспечением граждан объективной информацией это не решит…

Вице-премьер, руководитель аппарата правительства края В. Шаповалов признал, что СМИ являются наиболее развитым и ответственным институтом гражданского общества, а также партнером власти в социальной политике. На первый раз, может быть, достаточно. Если же власть реально заинтересована в том, чтобы население края знало правду, надо встречаться еще и еще. Только уже не в стенах «Белого дома». А на поле журналистов.