00:00, 13 сентября 2005 года

Скрипка по имени жизнь

Жизненная история Татьяны Даниелян, недавно отметившей большой юбилей, так похожая в чем-то на наши собственные истории, позволяет хотя бы в некоторой степени это увидеть. Потому что судьба – прихотливое сочетание того, что человеку дается, с тем, что он делает сам. А начать можно с убедительного аргумента: она первый музыкант в своем роду! Отец, Абрам Даниелян, был архитектором, мама, донская казачка Ольга Новосельская, - экономистом, но пятилетнюю Таню молодые родители видели в своих мечтах с маленькой скрипочкой в руках. На пианино просто-напросто не хватило бы денег. Таню закрывали на ключ и уходили на работу. Она подсаживалась поближе к радио и целый день слушала музыкальные передачи. Постепенно запомнила и Моцарта, и Бетховена, и Шопена, а через год ее отвели в ставропольскую музыкальную школу к молодому преподавателю, фронтовику с консерваторским образованием Семену Дольникову. «А ты скрипку видела?» – спросил он Таню. «Только по радио!» - ответила она.

Спустя полтора десятилетия, работая в Кисловодске в филармоническом симфоническом оркестре, она познакомится с Георгием Габрусем. Это был удивительный человек: первоклассный скрипач, писавший стихи и музыку, энциклопедист и большой жизнелюб. Они поженились и вскоре получили приглашение в Дальневосточный симфонический оркестр от главного дирижера Юрия Николаевского. Текст телеграммы загадочно гласил: «Получите все, что заслуживаете…». «Жора Габрусь, - вспоминает Татьяна Даниелян, - был настоящим правильным человеком. Мы взяли чемодан, две свои скрипки и полетели на Дальний Восток. Нас подгоняли романтика и надежда на светлое будущее».

У Николаевского Татьяна и Георгий прошли суровый конкурс, получили в оркестре должности, а через три-четыре месяца молодым специалистам предоставили двухкомнатную квартиру в центре Хабаровска. Как в сказке. Десятилетие жизни в этих удивительных краях они назвали золотым веком своей жизни. Круглый год на гастролях (Камчатка, Магадан, Сахалин), а летом их оркестр, все 80 человек, отправлялся вверх и вниз по Амуру от Хабаровска до Николаевска на агитпароходе с концертным залом, кинозалом, лектором и врачом. Капитаном корабля был Виктор Джугашвили - однофамилец Сталина. Он останавливался в каждом нанайском поселке, в рыбхозах и леспромхозах – на всех баржах и судах находились слушатели. «В Кисловодске, - рассказывает Татьяна Абрамовна, - мы выступали перед аудиторией, избалованной великими музыкантами, то и дело приезжавшими на Кавминводы, - Ойстрахом, Коганом, Ростроповичем… Но и здесь тоже была высокая публика. Люди неискушенные, как эти нанайские старушки в национальных бубенцах, а как слушали классику, не передать! На лицах и улыбки, и слезы…». А потом изменились семейные обстоятельства: появилась на свет дочь Алина. Семья вернулась в Ставрополь.

Если смотреть на вещи философски, однажды можно догадаться, что судьба – это сила, не зависящая от того, что происходит вокруг. Люди меняют страну проживания, язык, квартиру, жен и мужей, но судьба в чем-то главном остается неизменной. «Знаете, - сказала мне Татьяна Даниелян, - почему у меня чувство состоявшейся жизни? Повезло родиться в очень хорошей семье. Бабушка с дедушкой пережили все войны и революции, а душу не продали, не потеряли. Отец, высокий красивый армянин, всю жизнь проживший в окружении русской родни и сам обрусевший, был ветераном войны, участвовал в Сталинградской битве, его архитектурные проекты награждались золотыми медалями ВДНХ. Мама в 50-е годы была в числе первооткрывателей газового промысла на Ставрополье. С отцом они познакомились 1 сентября в Бакинском институте. Он взял ее за руку, и больше они не расставались…

Когда человек делает выбор в сторону добра, все превращается в его союзников: работа, творчество, друзья, встречи с хорошими людьми и разное прочее. Татьяна Абрамовна немало пережила, похоронив отца, мужа, свекровь. Но вновь и вновь судьба выставляет ей требование: жизнь человека не только его «личное дело». Тридцать лет Татьяна Даниелян, заслуженный работник культуры, преподает по классу скрипки в ставропольской музыкальной школе № 2 и заведует струнным отделением. Как в старые добрые времена, она ведет немалую общественную работу. Но это еще не все, она – отличник шефства над Вооруженными силами и бессменная ведущая встреч при краевом совете ветеранов «Живая история Отечества». Много лет печатается в «Ставрополке» - журналист со стажем. Своими учителями считает А. Маяцкого, В. Кудинова, О. Даусона. Более десяти лет Татьяна Абрамовна вела музыкально-образовательные передачи на краевом радио, в фондах которого остались ее лучшие работы. А в последние годы, готовясь к своим концертным выступлениям, осуществляет переложения для скрипки популярных музыкальных произведений.

Концертмейстера Грету Оганян удивляет творческий темперамент Татьяны Абрамовны. «Тут какая-то загадка», - говорит она. Тем не менее секрет творческого энтузиазма известен: пока человек учится и учит, его душа запрограммирована на молодость. Всю жизнь она училась у своего мужа. Он ей так и говорил: «А ведь я тебя вылепил». Училась у своих учеников. Многие из них продолжают учебу в столичных городах. Училась у младшей сестры Карины. Она химик, кандидат наук, человек безупречной внутренней организации. Теперь Татьяна Абрамовна учится у… дочери – Алины Габрусь. Первым педагогом по скрипке был у нее отец. В 15 лет она сказала матери: «Я поеду учиться в Москву». Увидев ее лицо, продолжила мягко, но непреклонно: «Мама, не ломай мне судьбу!» Закончив Московскую консерваторию, Алина Габрусь работает теперь в Государственном академическом симфоническом оркестре России под управлением Марка Горенштейна, стала лауреатом международного конкурса, объездила весь мир. Столь же талантлив и ее муж, Дима Кожемяко, работающий в оркестре Большого театра. Надо ли говорить, что мать даже и не скрывает своей гордости за детей…

На встречу с Татьяной Даниелян, между прочим, дипломантом ставропольского конкурса «Женщина года-2002», я шла в полдневную жару: шум машин, запах асфальта, проза жизни… И вдруг, поднимаясь по лестнице музыкальной школы, услышала скрипку. Известный русский романс звучал так молодо, ярко… Необыкновенно красиво. В классе, куда я открыла дверь, за пианино сидела концертмейстер Грета, а рядом со скрипкой в руках стояла Татьяна Даниелян…