00:00, 7 сентября 2005 года

Провидение постаралось

"Решила сэкономить на воде. По своей личной инициативе приобрела и установила за свой счет водомеры себе в квартиру и через стенку - маме в квартиру – 80-летней вдове ИВОВ.

При регистрации водомеров меня уверили, что в случае разочарования я в любой момент могу перейти на потарифную оплату. За 2,5 года пользования пришло оно – разочарование. Очень трудно стало, лазая на коленках под раковиной, обнимая унитаз со свечой и лупой в руках (иначе невозможно), каждый раз снимать показания счетчиков. Да и вода так называемая «горячая» два года была такой температуры, что не нуждалась в разбавлении, да еще 5-й этаж. И получалось, что расход горячей воды составлял 3 – 4 куба, а холодной – 1 – 2, при нормативном потреблении – 3 горячей, 7 холодной. В результате, ущемляя себя в потреблении и терпя неудобства, платили чуть меньше тарифа. А тут еще одна беда: трубы, которым по 35 лет, равно как и дому, стали подтекать. Для замены прогнивших кусков необходимо снять водомеры. На мое обращение в водоканал с просьбой перевести меня на потарифную оплату получила отказ со ссылкой на их трудности: утечки и долги. Хотя в ст. 157 ЖК РФ четко сказано, что оплата за коммунальные услуги может производиться по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативного потребления. Закон действует по всей России, и нормативную оплату за потребление никто не отменял. Но провидение само решило эту проблему. Вечером под выходной день прорвало трубу, и мне пришлось срочно в частном порядке за свой счет нанимать слесаря для устранения аварии, со снятием моего личного имущества (водомеров), с заменой кусков труб.

Аналогичная ситуация назревала и во второй квартире. Заодно таким же образом предотвратили аварию и там. Оплата за воду была произведена с переплатой по последним показаниям снятых счетчиков и следом - по общеустановленному тарифу. Водоканал, став перед фактом снятия водомеров, выдал мне акты с такой формулировкой: «Согласно параграфам 4 и 9 постановления № 3121 главы г. Пятигорска за самовольное снятие приборов учета питьевой воды начисления будут вести по сечению трубы круглосуточно». Таким образом, я в течение пяти дней стала злостным должником. По одной квартире 13974,21 рубля, а по второй – 12495,56.

P.S. Оказывается, больше половины города таких должников».

Я специально приехал в Пятигорск, разыскал нужный адрес, побеседовал с Д. Лебедевой. В ванной Диана Ивановна даже встала на колени возле новеньких, еще не крашеных врезок на месте водомеров, чтобы продемонстрировать, как ей трудно было снимать показания. И все квитанции по оплате за воду показала, и выделенные маркером статьи в новом Жилищном кодексе, и несколько раз повторила, что готова в суде доказать свою правоту – мол, все документы есть... Но уж больно резал слух безапелляционный тон автора письма, уж больно выпирало в ее речи «я». Без всякой нужды пенсионерка объявила мне, что является помощником депутата городской Думы, продемонстрировала «корочку». И с нажимом заявила: «Я хочу, чтобы была огласка».

Мои замечания – мол, один раз в месяц наклониться и посмотреть, какие цифры накрутил счетчик, не так уж и трудно, тем более есть взрослые дети – Диана Ивановна оставила без внимания. Не заметил я и никаких других врезок на трубах в ванной, которые бы свидетельствовали об аварии. Тем более непонятно, каким образом водомеры могли помешать устранить течь где-то в другом месте. Но даже если авария имела место, если она случилась именно под выходные, если для устранения течи действительно требовалось снять счетчики, то Диана Ивановна как юридически грамотный человек должна была догадаться пригласить свидетелей и составить акт, что на водомерах, которые собираются снять, такие–то показания.

На все мои сомнения у Д. Лебедевой заготовлен один, но, как она считает, козырный ответ – датированное 26 ноября 2004 года заявление с просьбой перевести ее на потарифную оплату за воду, на котором стоит штамп водоканала. С ним, как уверяет Диана Ивановна, она была у директора водоканала С. Мишиева. И его сотрудники долго уговаривали Диану Ивановну не снимать приборы учета. Судя по всему, они решили, что смогли переубедить Д. Лебедеву, и о ее заявлении забыли. А вот Диана Ивановна второй экземпляр заявления положила в папочку – до поры, до времени...

Чтобы прояснить ситуацию, звоню директору водоканала С. Мишиеву. Лебедеву он не помнит, но признается, что действительно стремится к тому, чтобы в Пятигорске все абоненты платили по приборам учета: весь цивилизованный мир переходит на оплату питьевой воды по счетчику, это самый верный способ избежать как неплатежей со стороны абонентов, так и злоупотреблений со стороны водоснабжающих организаций. Впрочем, директор не отрицает: человек вправе платить по тарифу. Однако самовольно снимать водомеры категорически запрещено. Это должны делать только работники водоканала. Что касается чудовищного долга, которым контролеры стращают Диану Ивановну, то С. Мишиев резонно заметил:

- А почему она пишет в газету, вместо того чтобы прийти в абонентский отдел и разобраться? У нас там люди работают с утра до вечера, даже на обед не уходят. Они дадут полную раскладку, откуда взялись эти цифры. Но по телефону это не делается, абонент должен лично явиться со всеми документами.

Договариваемся, что директор встретится с Дианой Ивановной и они разберутся в возникшей проблеме. У автора письма это предложение энтузиазма не вызвало, но я настаивал...

Спустя два дня Диана Ивановна мне позвонила. В голосе сталь.

- Сегодня звоню Мишиеву. Спрашивает: «А вы у меня были?». «А то вы не помните?..». «И что я вам сказал?». «Вы стали всякую ерунду говорить о ваших трудностях». Он взял и трубку бросил.

Пытаюсь объяснить, что директор крупного предприятия, которому заявляют, что он «говорит всякую ерунду», вправе обидеться, что надо бы перезвонить и все–таки встретиться... Но Диана Ивановна непреклонна: «У меня есть самолюбие, я помощник депутата, а не просто серая мышка. И потом: у вас есть ксерокопии. Вот вы идите и сами с ним разговаривайте. И вообще, поступайте как хотите, но я этого не оставлю. Я обращусь в более высшую инстанцию, но я все равно доведу эту историю до читателя».

Ну что ж, раз автор настаивает... Представьте, что у вас замкнуло проводку и вы самостоятельно соединили провода напрямую, минуя счетчик. Более того, вы этот счетчик сняли. Какие на нем были показания, известно только вам. И как после такого самоуправства поведет себя энергонадзор?.. Диана Ивановна сделала, по сути, то же самое, только с водяными счетчиками. То, что за четыре месяца до этого в водоканале положили под сукно ее заявление, – слабое оправдание. Поэтому стремление не уладить, а любой ценой раздуть конфликт представляется либо попыткой взять администрацию водоканала «горлом», либо неуемным желанием предстать перед земляками в роли непримиримого борца с произволом чиновников.