00:00, 6 сентября 2005 года

Белые голуби над «Древом скорби»

Беслан. 3 сентября. Утро. Из плотных серых туч, затянувших небо над городом, сеется, словно слезы, мелкий частый дождь – то затихая, то усиливаясь вновь. И под этим дождем, как и накануне, 1 и 2 сентября, к зданию первой школы уже с раннего утра течет людской поток. Сюда идут близкие тех, чьи жизни оборвала год назад бесланская трагедия. Движутся люди, съехавшиеся в этот траурный день в Беслан со всех концов республики, чтобы поклониться светлой памяти погибших. Несут цветы, венки, детские игрушки, воду в бутылках. И с каждым часом этот скорбный поток все прибывает.

В спортзале, где 52 страшных часа томились мученики, ставшие пленниками террористов, пол устелен ковром из тысяч живых цветов. Лепестки алых гвоздик на сером асфальте кажутся каплями крови. Трепещет на ветру пламя свечей – в людских руках и перед фотографиями тех, кто год назад шагнул из этих обугленных и изрешеченных пулями стен в Вечность. Скорбная музыка сливается со сдавленными женскими стонами и приглушенным плачем. Близкие погибших стараются держаться, неся свое горе с достоинством, – но как тяжела - как страшна и непосильна эта ноша!.. Вот выходит из спортзала во двор школы пожилой мужчина – по его лицу текут слезы, а плечи содрогаются от рыданий, которые он даже не пытается скрыть. Вот родные ведут под руки причитающую женщину в трауре и черной косынке – она едва держится на ногах, и через двор к ней уже бегут медики, чтобы оказать помощь… Рядом со старшими, пришедшими сюда – дети, тоже сжимающие в руках цветы и свечи. Не по-детски серьезные, с очень взрослыми глазами, в которых застыла боль.

Около 11 часов утра начинается поминальная служба по погибшим, которую ведет в стенах спортзала епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, у списка с Иверской иконы Божией Матери, считающейся чудотворной, который был привезен в эти траурные дни в дар Беслану.

Разделить с жителями Беслана и всей Осетии их боль и горе приехали сюда в этот день и представители других соседних регионов. Во двор школы входит югоосетин-ская делегация, возглавляемая президентом РЮО Эдуардом Кокойты. «Южная Осетия скорбит вместе с родными и близкими жертв этого чудовищного террористического акта. Мы приехали, чтобы поддержать своих братьев на севере Осетии, выразить свою солидарность с ними. И ради будущего хотим обратиться ко всем гражданам Северной и Южной Осетии с призывом сплотиться – чтобы не допустить в дальнейшем таких чудовищных, нечеловеческих акций, чтобы спасти своих детей, чтобы обеспечить им безопасное «завтра», – подчеркнул он в интервью корреспонденту «СП». В Беслане в эти траурные дни побывали десятки делегаций из других субъектов Юга России.

13.05. Роковой миг, когда год назад в захваченном спортзале прогремел первый взрыв… Скорбно звучит колокол. В небо над заполненным людским морем школьным двором взмывает 331 белый воздушный шар – по числу погибших от рук террористов. Все собравшиеся склоняют головы: наступает минута молчания… И в эту же минуту по всей республике прекращают работу предприятия, останавливается автотранспорт. А потом во дворе школы владыка Феофан вновь возносит заупокойную молитву по жертвам черного сентября 2004-го.

К зданию районного Дворца культуры тем временем уже подаются автобусы – для тех, кто едет поклониться памяти погибших на новое бесланское кладбище. Трасса, ведущая к нему, запружена автотранспортом. Люди проходят через рамки металлоискателей, представители служб безопасности внимательно досматривают их сумки и пакеты – необходимая мера предосторожности, ставшая сегодня, увы, горькой приметой времени… К 15.00 на кладбище собирается около 20 тысяч человек.

Ряды одинаковых надгробий из красного гранита, с которых смотрят до боли живые, светлые лица детей и взрослых. Белое полотно, укрывающее «Древо скорби» – девятиметровой высоты памятник погибшим в теракте. (Авторы – З. Дзанагов и А. Корнаев). Приглушенные рыдания, склоненные головы… Под стук метронома в повисшей над кладбищем звенящей тишине из динамиков звучат имена и фамилии всех, унесенных бесланской трагедией – и жителей республики, и московских спецназовцев, прикрывавших собою заложников от пуль террористов. Фамилии осетинские, русские, армянские, грузинские, греческие, татарские, украинские, корейские…

А потом с «Древа скорби» спадает полотнище, открыв взгляду бронзовые фигуры трех воздевших руки к небесам женщин в трауре, не удержавших воспаряющих ввысь 53 маленьких крылатых ангела с детскими лицами. И в небо взлетает 331 голубь. Белые птицы долго кружат над кладбищем. Садятся на надгробные памятники, на плечи бронзовых ангелов, доверчиво идут в руки к людям. Еще один обжигающий сердце символ…

К подножию памятника возлагают цветы руководители республики, представители общественности, гости.

Осетия подтвердила, что бесланская беда – одна на всех.

* * *

В краевом центре на Крепостной горе прошел митинг, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом. Жители Ставрополя, принявшие участие в мероприятии, приняли обращение, в котором призвали всех россиян быть бдительными. «В последние десятилетия, - говорится в обращении, - терроризм во всех своих формах превратился в одну из опаснейших по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем. Обстоятельства диктуют необходимость того, чтобы все россияне включились в процесс, отбросили второстепенные разногласия и сплотились перед лицом общей угрозы. Пока мы вместе, мы непобедимы!»

* * *

В день солидарности в борьбе с терроризмом губернатор края Александр Черногоров направил телеграмму главе республики Северная Осетия – Алания Таймуразу Мамсурову. В ней, в частности, говорится: «Жители Ставрополья разделяют боль наших добрых друзей и соседей, понесших год назад невосполнимые утраты в результате бесчеловечной бандитской акции, направленной против единства и дружбы народов Северного Кавказа». Губернатор попросил передать родственникам и близким погибших искренние соболезнования.

Ольга ВЫШЛОВА