00:00, 30 августа 2005 года

Модернизация «на скорость»

Перед собравшимися вы-ступил вице-губернатор края Борис Калиничев, который подчеркнул, что сейчас, когда в образовательной сфере Ставрополья и России в целом идет реформирование, съезд, будучи представительным собранием, поможет глубже осмыслить имеющийся опыт, конкретизировать его применительно к реалиям края.

Об этих реалиях говорили все выступавшие. Так, председатель комитета по социальным вопросам Государственной Думы СК Виктор Лозовой сообщил о вкладе ГДСК в законодательную базу образования Ставрополья, о тех важных краевых законах, касающихся педагогической сферы, которые будут рассмотрены Думой в ближайшем будущем. Говоря о наиболее важных направлениях модернизации отрасли, министр образования СК Алексей Шабалдас подчеркнул, что школа должна много работать с общественностью, с семьей, которые являются заказчиками образовательных услуг. Население, особенно в сельской местности, зачастую довольно болезненно реагирует на планы местных властей по реструктуризации и оптимизации школ. И это при том, что основная сеть учреждений общего образования в крае практически сохранена везде, несмотря на значительное сокращение учеников (на 60 тысяч детей за период с 2001 по 2004 год). Министр обозначил в своем выступлении самые насущные задачи: переход на профильное обучение, нормативное финансирование, перспективы предшкольного образования и другие.

С сочувственным интересом выслушали участники съезда выступление главы администрации Труновского муниципального района Станислава Выродова, говорившего о первых итогах реализации в районе 131 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В сфере образования района, по словам С. Выродова, сейчас возникают немалые сложности. Подушевое финансирование на одного ребенка определено в размере 5720 рублей, а по расчетам необходимо в среднем 7100 рублей. Малочисленные и малокомплектные школы требуют значительных муниципальных расходов. Так, например, в средней школе № 14 села Новая Кугульта один ученик «стоит» сегодня 14300 рублей. Глава согласен с необходимостью преобразования малокомплектных школ в филиалы крупных, успешно развивающихся. Но на практике это грозит обернуться ухудшением экономического положения филиалов, где предполагается уменьшение финансирования. С. Выродов задал вопрос: откуда будет брать средства директор базовой школы на содержание здания филиала, оплату коммунальных услуг, обеспечение безопасности? Он внес предложение финансировать филиал по старой схеме как самостоятельное образовательное учреждение. Глава Труновского района поднял и другие актуальные для большинства сельских территорий проблемы: недостаток квалифицированных кадров педагогов по отдельным предметам, вопросы питания детей, предоставления льгот малоимущим родителям по оплате за детский сад и другие.

Своим опытом организации профильной школы поделился начальник отдела образования Андроповского муниципального района Петр Новиков. В селе Курсавка создан Ресурсный центр, куда старшеклассники 16 школ района дважды в неделю приезжают на профильную подготовку. Остальные четыре дня они учатся в своих школах. Андроповская модель одобрена Министерством образования и науки РФ. Однако П. Новиков назвал и проблемы, которые тормозят развитие хорошего опыта. Одна из них – отсутствие у Ресурсного центра юридического статуса. Такого учреждения нет в номенклатуре федерального министерства. Поэтому Пенсионный фонд, например, не может засчитывать работающим здесь учителям педагогический стаж. Центр сегодня функционирует на основе системы договоров, доверенностей и массы локальных актов, что добавляет сложностей в работе.

Остро и эмоционально выступила на съезде ректор Ставропольского государственного педагогического института Людмила Редько. Она говорила о необходимости минимизировать риски модернизации. Например, при переходе на профильное обучение может пострадать определенное законом единое образовательное пространство. Открываются информационные лицеи, культурологические гимназии, каждое учреждение - со своим учебным планом… А что будет, если ситуация вынудит семью переехать в другое место, где в школах реализуются другие программы? Особо подчеркнула ректор СГПИ проблемы психологические. Учитель мечется между собственной приверженностью к воспитанию в детях традиций духовности, самоотверженности и современными требованиями формировать совершенно другую личность, более мобильную, но и более жесткую…

Состояния здоровья детей коснулся в своем выступлении представитель Ставропольского края в Совете Федерации ФС РФ Анатолий Коробейников. Как докладчик ПАСЕ по теме «Европейское образование – один из главных факторов риска здоровья учащихся» он провел ряд исследований в российских школах. По его мнению, улучшить физическое и психическое здоровье наших детей может не введение дополнительных уроков физкультуры, а создание условий, когда это здоровье не калечилось бы на остальных уроках. Один только пример: выявлено, что проверка у детей навыков чтения «на скорость» вызывает большой эмоциональный стресс. Но разработчиков стандартов образования это, по-видимому, не волнует…

На съезде выступил директор департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России Исаак Калина. Сразу предупредив собравшихся, что будет говорить не о том из услышанного, с чем согласен, а о том, с чем не согласен, он высказал мнение, что оценка традиционного российского образования как одного из лучших в мире сегодня является завышенной. И. Калина попросил педагогов не относиться к чиновникам и их действиям «ровно как инспектор уголовного розыска» к правонарушителям, не думать, что чиновники «обязательно выберут неправильное». Некоторые претензии выступавших он назвал неконструктивными. В целом же гость из Москвы положительно оценил многое из того, что делается в образовании края, подчеркнув, что 5,2 миллиарда рублей в бюджете на образовательную отрасль, как на Ставрополье, могут позволить себе очень немногие регионы России.

* * *

После пленарного заседания на съезде прошла работа по секциям, была принята соответствующая резолюция.