00:00, 20 августа 2005 года

Бадабер - незнакомое слово

С апреля 1985 года перед вечерним намазом тишину лагеря для афганских беженцев Бадабер (неподалеку от Пешавара, Пакистан) разорвала беспорядочная автоматная трескотня. Как потом выяснило советское военное командование, под прикрытием этого лагеря в прохладе «зеленки» у подножия гор за высокой стеной скрывался учебно-террористический центр по подготовке афганских боевиков. На территории Бадабера находились склады с вооружением и три подземные тюрьмы. В одном из «зинданов» содержались двенадцать советских военнопленных, закованных в кандалы, заморенных голодом и жаждой. Три долгих года «шурави» находились в подземелье.

Как, откуда взялись силы у полумертвых бойцов? Но один из самых крепких солдат сумел обезоружить охранника и выпустил из камер всех заключенных, включая и «зеленых», солдат афганской армии. Освобожденные из цепей люди захватили оружие у охраны и с боем стали пробиваться к воротам лагеря.

Душманы вынуждены были принять бой, предприняли несколько атак, но – тщетно! Кстати говоря, операцией руководил будущий президент Афганистана Раббани. Он предложил восставшим сдаться, гарантировал им жизнь. Однако «шурави» ответили отказом, потребовали вызвать на место событий представителей Красного Креста, дать возможность связаться с советским и афганским посольствами в Исламабаде, в противном же случае пригрозили взорвать склад артвооружения.

В восемь часов утра 27 апреля Раббани отдал приказ на уничтожение восставших. Два залпа «Града» похоронили в пламени пленников и уничтожили штаб центра, где были списки узников.

Когда пожар утих, моджахеды ужаснулись потерям со своей стороны: около сотни их были убиты восставшими, среди них и военные советники США, и офицеры-пакистанцы, и рядовые моджахеды, а взрыв уничтожил сорок единиц орудий (минометов и пулеметов), три установки залпового огня «Град» и огромное количество ракет и снарядов различного типа!

Потрясенный этими результатами лидер оппозиционной партии «Исламское общество Афганистана» Гульбеддин Хекматиар издал приказ: «Русских в плен не брать! При захвате уничтожать на месте на всей территории Афганистана»…

Почему же руководство нашей страны не сделало ничего, чтобы если и не освободить узников, то хотя бы рассказать об их подвиге? Дело в том, что официально война в Афганистане классифицировалась как «оказание интернациональной помощи дружественному афганскому народу в борьбе с контрреволюцией». Репортажи из Афганистана рассказывали не о подвигах советских воинов, а о том, как они помогают афганцам рыть арыки, сажать деревья и строить дороги. На упоминание об участии их в боевых действиях было наложено табу. Соответственно, раз войны не было, то не могло быть и военнопленных, а советские воины, захваченные афганскими душманами, объявлялись или без вести пропавшими, или даже самовольно оставившими расположение своих частей. В общем, высшее политическое руководство фактически бросило их и предпочло не портить отношения с Пакистаном и стоящими за его спиной США.

Однако в последние годы появились версии (впрочем, документально не подтвержденные) о том, что советскими спецслужбами готовилась операция по вызволению узников Бадабера. Некоторые люди, занимавшиеся этим вопросом, заявляют, что в недрах КГБ готовилась специальная группа, в задачу которой входило освобождение пленных и отход с ними на территорию Афганистана. Однако восстание произошло ранее, чем была подготовлена операция.

Ну хорошо, прошли времена замалчивания и утаивания. Что же теперь мешает властям по достоинству оценить подвиг, увековечить имена героев в военной истории современной России?

На сегодня удалось восстановить имена только нескольких узников Бадабера:

рядовой Васьков Игорь Николаевич,1963 г.р., из Костромской области;

ефрейтор Дудкин Николай Иосифович, 1961 г.р., с Алтая;

рядовой Левчишин Сергей Николаевич, 1964 г.р., из Самарской области;

младший сержант Саминь Николай Григорьевич, 1964 г.р., из Акмолинской области Казахстана;

рядовой Зверкович Александр Николаевич, 1964 г.р., из Витебской области Беларуси;

рядовой Коршенко Сергей Васильевич, 1964 г.р., из города Белая Церковь, Украина;

Духовченко Виктор Васильевич, 1954 г.р., из города Запорожье, Украина.