00:00, 3 августа 2005 года

С легкой руки великого князя

А начиналось все в 1869 году, когда наместник Кавказа великий князь Михаил Николаевич направил императору Александру Второму записку, в которой убеждал самодержца: необходимо как можно быстрее соединить Кавказ железной дорогой. Император из четырех предложенных маршрутов утвердил тот, что пролегал по долине реки Кумы. В 1872 году акционерное общество под председательством барона Штейнгеля приступило к сооружению железной дороги Ростов - Владикавказ, а в 1875-м по ней через станцию Кумская уже пошли первые поезда.

С тех пор прошло 130 лет… Вскоре после открытия станция Минеральные Воды (Кумская) громко заявила о себе. С ее платформы было отправлено за 1876 год 15 664 пассажира. По объему пассажироперевозок, выражаясь современным языком, станция Кумская заняла третье место в Российской империи. И в последующем она всегда слыла важнейшим транспортным узлом на Юге России.

Во время Великой Отечественной войны, когда стало ясно, что Минеральные Воды не удержать, технику, оборудование и железнодорожников эвакуировали в Гудермес. Но сразу же после освобождения города здесь первым делом взялись восстанавливать станцию. Руководил работами начальник станции Алексей Канышин. Добрым словом вспоминают ветераны бывшего главного инженера станции Макария Петруня. Это под его руководством в послевоенные годы была проведена генеральная реконструкция.

В середине 80-х годов, когда станцией руководили Николай Мыцай, а затем Валентин Дзгоев, через Минеральные Воды за сутки проходило 70 - 80 пар грузовых поездов и до 40 пар пассажирских. Был реконструирован сортировочный парк «В», построен парк «Ж», внедрена автоматизированная система управления сортировочной станцией и многое - многое другое. Но затем в слаженную работу железнодорожников вмешалась политика.

Распад СССР, головокружение от внезапно обретенной независимости в закавказских республиках, а вскоре дикая вакханалия в Чечне, когда километрами снимали провода, грабили составы, и, наконец, полномасштабная война - все эти катаклизмы превратили крупную транзитную станцию, по существу, в тупиковую. А тут еще обвал в экономике - несколько лет возить было нечего.

Нынешний и. о. начальника опорного центра управления перевозками, он же и. о. начальника станции Минеральные Воды Александр Костыря вырос на прилегающей к станции улице. В 1978 году пришел сюда учеником помощника составителя, а затем вместе с другими железнодорожниками строил сортировочный парк «Ж». Он вспоминает, что в брежневские времена, когда «жигули» стоили пять тысяч рублей, один километр электрифицированного железнодорожного пути обходился государству почти в миллион. На станции Минеральные Воды только по паркам проложено около 100 километров путей, а еще свыше 50 километров занимают подъездные пути. И вот в 1995 году три четверти этой грандиозной железнодорожной мощи было законсервировано. Только представьте, что творилось на душе у железнодорожников...

Сегодня до былых объемов еще далеко, и проблем хватает, но:

- Последние четыре года объемы перевозок стабильно растут, - с удовлетворением отмечает Александр Николаевич. - И в путевое хозяйство после долгого перерыва стали вкладывать деньги. И немалые. А какой пост электрической централизации построили! Обязательно посмотрите.

Самому в трехэтажное новенькое здание из силикатного кирпича не попасть. Мудреный замок с кнопочками, камера видеонаблюдения. Но председателя профкома Минераловодского опорного центра Юрия Кривова узнают, дверь открывается. К чему такие строгости, я уяснил быстро: первые два этажа полностью и третий наполовину заняты приборами, оборудованием, кабелями дистанции сигнализации и связи. Это, как нервы, которые передают сигналы головного мозга. А вот и сам мозг: огромная, во всю стену просторной светлой комнаты, электрифицированная схема станции и почти такого же размера пульт. Сегодня здесь нажимают бесчисленное количество тумблеров, кнопок, поминутно с кем-то переговариваются по рации дежурные по станции Ольга Новосартова и Эдик Саргсьян.

В этом году исполнилось 25 лет, как Ольга Никифоровна работает на станции Минеральные Воды. Как стала железнодорожником? Просто жила на станции Нагутской, каждый день ходила через железную дорогу в школу. Да еще и соседка - дежурная по станции. А у нее такая красивая форма была... Что зависит от дежурного по станции? Эдик Шагенович ответил кратко: «Все!»

Впрочем, «все» зависит не только от дежурных, но и от каждого работника станции. В выверенной, десятилетиями отшлифованной технологической цепочке нет ни одного лишнего человека. Убери кого - то, и начнется обвал. Поэтому-то так раздражают постоянные требования вышестоящего начальства сокращать штат. Ладно бы это диктовала экономическая ситуация, а то ведь станция работает с рентабельностью в 140 процентов. И есть предпосылки в ближайшие годы значительно увеличить пропускную способность.

- Сейчас составы и в сторону Баку, и в сторону Ростова приходится формировать в одном сортировочном парке, - рассказывает о самой серьезной проблеме главный инженер опорного центра управления перевозками и станции Минеральные Воды Ольга Поспелова (кстати, первая женщина - главный инженер на Минераловодском отделении СКЖД). - Это очень неудобно. Чтобы организовать вторую сортировку, требуется расконсервировать как минимум семь путей. Сейчас военные железнодорожники заканчивают восстанавливать четвертый.