00:00, 29 июля 2005 года

Что такое ведомственный эгоизм и как с ним бороться

Представьте, на улице Красной в райцентре Курсавка стоит пятиэтажный дом, над которым давно уже и безнадежно протекает крыша. Жильцы после каждого ливня подсчитывают ущерб, вызывают специальные комиссии, которые подтверждают, что ущерб этот исчисляется четырехзначными цифрами. И, естественно, пишут заявления и жалобы в разные инстанции от районной администрации до краевой прокуратуры с единственной просьбой: почините крышу! Давно пишут. А крыша все течет. Согласитесь, что в качестве резюме напрашивается тот самый вывод, процитированный в начале этой публикации, про чиновников и бесхозяйственность.

Еще одна история. Наш читатель П. Сабельников из Буденновского района оформил подписку на «Ставрополку» и еще три периодических издания. При этом супругу предупредить не успел. А она тоже пошла на почту и выписала на это же полугодие эти же газеты. В итоге получают теперь по два экземпляра периодики. Многовато для одной-то семьи. Да и лишних денег у пенсионеров Сабельниковых нет. Поэтому и просили начальника почтового отделения переоформить одну «лишнюю» подписку на следующее полугодие. «На что получили ответ, что сделать этого она не может. И возвратить 550 рублей, отданных за подписку, тоже не может», - сообщается в письме. Ну что на это сказать? Опять тот самый вывод напрашивается. Про чиновников. И еще про многочисленные ведомственные инструкции, которые по идее составляются и принимаются с единственной целью - чтобы народу в стране жилось проще, легче и чтобы избежать недоразумений между потребителями и поставщиками различных услуг.

Но это по идее. А на деле инструкции эти, если применять их слепо, по-чиновничьи, выполняют подчас не совсем благородные функции. Ведомственной бумажкой ведь можно прикрыть и личную корысть, и свое равнодушие к проблемам ближнего.

Наш читатель, пенсионер В. Кружалов из Новопавловска вплоть до мая получал субсидию на оплату коммунальных услуг. А в июне неожиданно лишился этой льготы. Из управления ЖКХ Кировского района пришла платежка, где сообщалось одной фразой, что они с женой по доходам не прошли в ту категорию, которой полагается субсидия. «Но ведь доходы не увеличились. Как мы получали пенсии, я - 2406 рублей, жена - 1957 рублей, так и получаем. А вот в субсидии отказали», - это из письма в газету.

Спрашивается: ну почему же редакции суждено становиться последней инстанцией в таких вот конфликтах- недоразумениях? А потом писать запросы в различные ведомства, добиваться, чтобы на них приходили вразумительные ответы. Не оттого ли, что сами эти ведомства по-прежнему, как писал классик, «страшно далеки от народа». И никак не поймут, что казенная отписка порой воспринимается как оскорбление. Если же сделать над собой усилие и постараться по-человечески объяснить суть тех же ведомственных инструкций или федеральных и региональных законов, то в этом случае даже отказ в субсидии может восприниматься с пониманием.

Инвалид Е. К. из Новоалександровска получает на дочь пенсию по потере кормильца. По доверенности, которую раньше требовалось оформлять и переоформлять на каждые очередные три месяца. Естественно - не бесплатно, а по расценкам нотариальной службы. Потом на почте, где эту пенсию выдают, потребовали оформить еще одну доверенность у них. И тоже не бесплатно. «Я обратилась в юридическую консультацию, написала заявление в суд о моральном ущербе. Долго и тяжело собирала справки, рецепты на лекарства, пробегала всю весну и не смогла толком обработать дачу», - пишет Е. К. в газету. Началась ее тяжба с почтовым отделением в апреле, закончилась только в июле нынешнего года. Несмотря на решение суда в ее пользу, назначенная компенсация морального вреда, которая оказалась в десять раз меньше указанной в заявлении суммы, не покрывает даже судебных издержек заявительницы. Не говоря уж о потерянном времени и изрядно потрепанных нервах.

О чем свидетельствует такой безрадостный вывод в письме: «Если у вас дамы при должностях требуют деньги, отдавайте их сразу, независимо от того, где это будет: на почте, в собесе, больнице, сберкассе...». Спишем это безрадостное утверждение на нервное состояние автора. И все же, если представить, сколько сил требуется порой обычному «человеку с улицы» без связей и блата, чтобы доказать свою правоту в конфликте с каким-то ведомством, будь то ЖЭК или почта, или муниципальные органы власти, невольно думается, что махнуть рукой да и забыть свои обиды куда естественнее и целесообразнее, чем месяцами потом добиваться справедливости, заслуживая при этом сомнительную славу жалобщика и сутяги.

Впрочем, стоп! Если мы хотим, чтобы ведомства нас когда-нибудь зауважали, явно недостаточно быть безропотным плательщиком всех мыслимых и немыслимых платежей и послушным молчальником в ответ на откровенное хамство или полное безразличие к проблемам и нуждам клиентов. Мы так и будем жить в квартирах с текущими крышами, в подъездах с отвалившейся штукатуркой, перечисляя ежемесячно деньги «на ремонт жилья». Вдыхать ароматы помойки во дворах, исправно платя за «вывоз бытовых отходов». Ходить и ездить по разбитому асфальту, хотя и на этот ремонт ответственным ведомствам перечисляются деньги, заработанные в бюджет организациями, в которых мы трудимся.

Конечно, я далек от безапелляционного утверждения, что все ведомства одинаково плохи. Есть среди них очень полезные и деятельные учреждения и организации, в которых работают ответственные, порядочные и добрые люди. Встречал таких и даже писал про них газетные статьи. Жаль, что не все такие. А разве вас не удивляет, что в наше время слово «чиновник» стало почти ругательным? Хотя изначально никакого отрицательного смысла в него не закладывалось. Чиновник - он же государственный служащий, человек, которому доверено блюсти интересы государства и помогать его гражданам. Собственно, за это они и зарплату получают. Только вот беда - чиновники тоже люди, со своими слабостями и недостатками, к тому же не всегда те ведомства, в которых работают чиновники, руководствуются только законами и государственными интересами. И тогда им поперек горла надоедливые просители, ходоки и жалобщики. И крайне нежелательны любые проверки вышестоящих организаций, надзорных органов или огласка в прессе.

Нам нужно уметь защищать свои интересы и добиваться того, чтобы чиновник руководствовался законом, а не ведомственной корыстью. Защищая себя, мы тем самым и государственные интересы отстаиваем. И не так всесильны эти ведомства. Можно и их на место поставить.

Наша газета не раз сообщала о таких фактах. Например, о том, как по заявлению пенсионеров прокуратура Пятигорска опротестовала решение городских властей о повышении тарифов на жилье и коммунальные услуги. Или о том, как районный суд в Ставрополе обязал загс зарегистрировать новобрачных и выплатить им моральный ущерб за необоснованный отказ в регистрации. Или о том, как были выиграны иски у местных подразделений таких могущественных компаний, как РАО «ЕЭС» и РАО «Газпром».

Да, нелегко это дается. Но чем принципиальней мы будем в таких конфликтных ситуациях, тем справедливее и совестливее станут ведомства. Должны будут стать.