00:00, 29 июля 2005 года

Без свечей и икон

В богатом на национальную и религиозную палитру Ставропольском крае о молоканах известно не очень много. Хотя, по их же собственным подсчетам, у нас, а также у соседей, в Краснодарском крае, проживают самые крупные общины. Например, на Ставрополье молокан более 500 человек. Примечательно и то, что живут молокане, приехавшие туда преимущественно из Азербайджана, в основном в Кочубеевском районе, а вот на Кубани общину составляют приезжие из Грузии и Армении.

Интересно, что таким образом эта дата отмечается раз в сто лет. И если прошлый юбилей, в 1905 году, праздновали в Грузии, то нынешний выбор места его проведения пал на село Кочубеевское, где находится первый в России центр молокан.

Происхождение названия «духовное христианство» нужно искать в том, что молокане отрицают обряды и постановления, принятые другими христианскими церквами. В молитвах и при исполнении других религиозных треб они не прибегают к внешним атрибутам или установленным формам, не признают каких-то особенных святых мест, церковной иерархии, священства. Не ставят свечей перед иконами, которых вовсе не имеют. Молитвенные дома у них без украшений и колоколен. Они не молятся святым и не признают мощей. А еще не едят свинину и колбасу. Не курят табак, а пить алкоголь молоканам разрешено только в случае острой необходимости (например, при болезни).

В России это учение долго и жестоко преследовалось. Его адептов нередко приговаривали к смертной казни или сажали в тюрьму. «Легализовал» учение указ Александра I, подписанный в 1805 году и давший молоканам свободу вероисповедания.

На 200-летний юбилей в Кочубеевском собрались представители свыше 60-ти общин. Старцы с длинными бородами, женщины, прикрывающие головы платками. Много детишек. Одежда расшита бисером, украшена вышивкой. Мужчины перевязаны поясами, женские наряды все длиною до пят. Есть в их облачении что-то неуловимо древнее, из старой Руси.

Молокане от души наслаждались духовной пищей, впрочем, с удовольствием принимая и обычную (только на обед в программе отводилось три часа). За столом неспешно вели речи, пели песни. Молились. К слову сказать, молитвенный дом, где проходила встреча, помогли построить американцы, которые дали на «раскрутку проекта» 40 тысяч долларов. Достраивали собственными силами и руками.

Как рассказали представители иногородних общин, желающих присутствовать на встрече было гораздо больше. Но пугает пересечение границы. С «прелестями» ее прохождения столкнулась практически каждая делегация. Кого-то продержали несколько часов. Гости из Азербайджана из-за путаницы с документами и вовсе остались без паспортов. И все-таки главная проблема молоканских общин на данный момент – это уход молодежи.

- Нет, мы не ощущаем какого-либо притеснения. Но по сравнению с другими республиками материально живем хуже всех. Потому наша молодежь вся уехала в Россию. В общине остались в основном старики, - рассказывал главный пресвитер молокан Грузии Федор Неудахин.

На Украине в селах, в которых когда-то зародилось молоканство, теперь их не осталось вовсе. А в северо-осетинской общине, состоящей из 150 человек, воспитываются лишь десять детишек. Основным же ее членам от 55 лет и выше.

- А как молокане уживаются с другими религиями?

- Мы не мешаем друг другу. Раздора нет. Вместе с нами в селах живут представители самых разных направлений – баптисты, адвентисты… Мы с ними дружим. Ходим в гости, к себе приглашаем. Конечно, бывают разногласия по слову Божию. Спорим, но не конфликтуем. Единственные, с кем мы порвали отношения, – свидетели Иеговы. Слишком разная у нас вера.