00:00, 19 июля 2005 года

Великий старец защитит нас

В большую стеклянную клетку помещена восковая фигура седовласого и босого Льва Николаевича Толстого. Он восседает за письменным столом, а сверху надстроена клетка с живыми курами, не подозревающими, что им выпала печальная участь две недели гадить на великого человека. Эта сцена - не дурной сон, а одно из тех показанных по ТВ «культурных событий», в которых можно было поучаствовать на проходившей в Москве международной выставке современного искусства. Лучшие музейные залы были предоставлены престижным авторам: мировое артсообщество так чувствительно к «русской дури» и «русскому злу» - модным на западе брендам...

В это же самое время в Ставрополе происходили несколько иные события, в которых вызревали стратегические зерна культурной политики края. А начиналось все около года назад. В «Ставропольской правде» была опубликована беседа нашего корреспондента с доктором филологических наук, профессором СГУ Вячеславом Головко, в которой он актуализировал интереснейшую мысль. Появившись в 1851 году для участия в Кавказской войне, Лев Толстой, молодой граф и мало кому известный офицер, на кавказской земле начал свой путь в мировую литературу. Здесь были сделаны первые наброски к знаменитым «Казакам», написаны первые кавказские рассказы и повесть «Детство», сразу же прославившая Толстого на всю Россию. Еще важнее то обстоятельство, что Кавказ, его история, национальный колорит, жгучие проблемы войны и мира не могли не повлиять на глубинные процессы становления личности гениального русского писателя. «Сама история, - делал выводы Вячеслав Головко, - предоставила нам уникальную возможность создать в нашем регионе научно-культурный толстовский центр. Если мы этого не сделаем, мы утратим наши региональные приоритеты...». Аргументы ставропольского профессора были настолько убедительны, что привлекли внимание самых разных кругов, но, что еще более важно, они вписывались в программу культурного развития Ставрополья. Поэтому, когда выяснилось, что генеральный директор московского государственного музея Л. Н. Толстого Виталий Ремизов также заинтересовался «кавказским контекстом становления Льва Толстого», все участники этой истории были готовы к дальнейшему развитию событий.

В феврале в Пятигорске состоялась встреча Виталия Ремизова с министром культуры СК Евгением Луганским и заведующим кафедрой русской и зарубежной литературы СГУ Вячеславом Головко. Виталий Борисович, он же президент Международной ассоциации музейных работников, сообщил, что государственный музей предполагает открыть на Кавказских Минеральных Водах, в одном из мест пребывания Толстого в 1851-1853 годах, свой филиал, готов финансировать его штат и создание музейной экспозиции по европейским технологиям. Параллельно при участии заместителя председателя правительства СК Аллы Золотухиной, курирующей создание этого музея, активно разрабатывается программа его работы. Казалось бы, все складывается удачно: столичные и региональные деятели оказались единомышленниками. Остается только выбрать музейный адрес и провести реставрационные работы. Какой из вариантов окажется предпочтительней - Пятигорск, Иноземцево или Железноводск, а может быть и Ставрополь - решится в ближайшее время. Но если говорить о действительно активно действующем научном центре, трудно отказаться от очевидной мысли: лучшим местом обоснования музея Толстого может быть лишь краевой центр.

Однако кто же не знает, как трудно воплощаются в жизнь прекрасные идеи. Культура нередко кажется чем-то эфемерным, особенно на фоне изнурительных социальных потрясений.

- Строго говоря, - заметила, в частности, Алла Федоровна, - культура тоже ведь огромное безостановочное производство. Но творит она не вещи, а человеческие отношения, общую духовную собственность. Человек всю жизнь пребывает в культуре и не всегда осознает это. Моральные нормы, оберегающая нас любовь к своей семье, родине, языку, культурным корням... У человека есть потребность сверять свою жизнь с духовными целями, нести в себе коллективную память, думать о будущих поколениях - вот в чем смысл создания толстовского центра...

Эти мысли были продолжены в разговоре с Вячеславом Головко.

- Кавказские маршруты Толстого, - сказал он, - увековечены в его дневниках. Прочитаем запись от 10 августа 1851 года: «Третьего дня ночь была славная, я сидел в Старогладковской у окошка своей хаты и всеми чувствами наслаждался природой...». Какие простые слова и сколько в них высшей правды! Неудивительно ли, что во время последних чеченских войн музей Л. Н. Толстого в станице Старогладковской не пострадал, хотя рядом шли бои - ни один драгоценный лист, ни бессмертная «хата». А как понять, что русского офицера, стрелявшего на Кавказе в противника, безмерно чтут и уважают чеченцы, дагестанцы, другие кавказские народы? Все истинное обладает мощной внутренней силой. Сегодня не только мы должны защитить Толстого, но и великий старец может защитить нас...

По замыслу организаторов, пространство толстовского центра должно превратиться в памятник под открытым небом, в заповедную культурную зону по образу наших лермонтовских мест. Одновременно это должен быть и научный центр, место проведения региональных, российских и международных конференций, способных заострить вопросы межнациональных отношений, миротворческой деятельности. В этом смысле создание музея - задача и политическая.

Культурная политика, кстати сказать, может быть не только созидательной, но и разрушительной. Вспомним об упомянутых нами агрессивных акциях современного искусства в Москве. Чтобы осознанно проводить культурную политику, необходимо наличие позитивной стратегической цели. Появление на нашем культурном горизонте имени Льва Толстого - ориентир более чем ясный. В мире созревает глобальный конфликт между рыночной цивилизацией и великими духовными традициями. Внушенные нам надежды, что рынок и свобода все сделают сами, оказались, мягко говоря, наивными. Культуру творят люди.

Создание краевого литературного центра, возобновляемый выход литературного альманаха «Ставрополье», стипендии и премии творческим работникам, другие подобные акции - звенья одной цепи. Но есть и еще один существенный мотив. Серьезная культурная политика повышает инвестиционную привлекательность региона. Провинцию, которая заботится о великой культуре своего народа, игнорировать «невыгодно». Тем более что в этом качестве она перестает быть провинцией.