00:00, 12 июля 2005 года

О коммунизме и России

У меня есть что сказать, и я знаю, как это сказать людям. Мне – 75, я – убежденный коммунист, и я – профессионал в экономике. Сорок лет работал экономистом и преподавал. Не хвастаюсь, так как возраст не тот, да и хвастаться ни к чему и не перед кем.

Нужно слово, как пишет В. Кустов. А его – нет. Какое слово, В. Кустов не сказал, не знает. Мол, нужно – и все!

Большая часть статьи В. Кустова посвящена обстоятельному описанию того, как мы плохо стали жить. Да и почти весь номер газеты посвящен тому, как у нас плохо. «Живем и помним» - это о буденновской трагедии. «Сначала раздался взрыв…» - это о том, как убили советника губернатора и старшего инспектора ГУВД. Статья «Мошенницы» - как обкрадывают пенсионеров. Статья «Маэстро» - о «патриархе российских обувщиков» Георгии Газарьяне, который 17 лет был генеральным директором обувного объединения «Кавказ» и восемнадцать кварталов получал переходящее Красное знамя Минлегпрома РСФСР. (Помню, носили добротную и недорогую обувь «Кавказа».)

И так далее.

Правда, не все так плохо. Получили 14-летние дети паспорта, ценные подарки и сувениры. Какая радость! Состоялось торжественное вручение государственных наград и денежных премий работникам производства. Как в советские времена.

Однако вернемся к статье В. Кустова. Так какое же слово нам надо? Попробую назвать это слово я. Мне поможет Борис Ельцин. Он знает свое дело и хорошо его сделал. Он сказал: «Мы покончили с коммунизмом. Мы строим капитализм». Вот эти два слова: капитализм и коммунизм. Третьего не дано. Или – или. Ельцин знает марксизм.

В. Кустов толчет воду в ступе. Он не хочет ни капитализма, ни коммунизма. Коммунизм он определяет как общество всемирного благоденствия (его слова). А разве это плохо?

Слово «капитализм» В. Кустов не употребляет, но очень красочно описывает, как мы живем при капитализме. Капитализма он тоже не хочет.

Так чего же он хочет? А кто его знает!

В. Кустов пишет: «Сегодня необходимо сказать свое веское слово тем, кто не хочет и не может жить в клетке». Какое слово, спрашивается. Автор статьи не знает.

В. Кустов заканчивает: «И чем скорее мы это осознаем, отряхнемся от того, что смели к нам со сладостно-обманчивого Запада, тем скорее обретем свою национальную идею».

Наконец-то: обретем национальную идею. Национальная идея – это нелепость, чепуха. Таковой нет на свете. Как-то журналист «СП» Алексей Лазарев писал в рубрике «Наедине со всеми», что «национальную идею» искать в многонациональной России это нелепость. Русские будут искать свою национальную идею, армяне – свою, татары – свою и так далее.

Словом, В. Кустов не сказал то веское слово, о котором он так важно заявил. Он зовет туда, не знаю куда, как говорится в одной народной сказке.

Такие материалы, как статья В. Кустова, не то, что бесполезны, они вредны, так как ставят вопрос, а ответа не дают.

И все же есть веское слово – «коммунизм». Но до понимания этого надо дорасти. Коммунизм – светлое будущее человечества. Вот это веское слово, которое надо сказать. Так думаю.

* * *

"Ставропольская правда"» дала старт новой рубрике. Очень похвальное начинание, потому что в наше время многие СМИ вообще игнорируют мнение рядового труженика, ссылаясь на то, что те или иные проблемы слишком мелки и не заслуживают всеобщего внимания. Ну, и, конечно, власть должна знать, что думает ее электорат по тем или иным вопросам. При этом мнения могут быть самыми разными, но именно в споре рождается истина. С большим удовлетворением прочитал статью Виктора Кустова «На развилке». Она поучительна и правильна.

Что касается вопроса о национальной идее, поиском которой сейчас заняты многие в России, то, думаю, что лучше всех по этому вопросу высказался в своем последнем интервью телевидению Александр Солженицын. Российская национальная идея – это сохранение народа России! С ним, я думаю, согласятся очень многие россияне.

У нас две главные беды: слишком много заглядываем в рот Западу и часто бросаемся из одной крайности в другую. Исходя из этого можно сделать вывод, что все проводимые у нас реформы имеют существенные недостатки.

Никогда раньше государственные символы России – знамя и герб – не отражали так полно положение в России и ее место в мире. Наш «триколор» - это три главные политические течения в России. А двуглавый орел, смотрящий и на Запад, и на Восток, говорит о том, что Россия полуазиатская страна. Даже больше азиатская, чем европейская. Так уж исторически сложилось. Никто на Западе не хочет иметь соседом сильную и развитую страну. Поэтому нам постоянно «вставляют палки в колеса». Россия ведь может составить конкуренцию любой стране и в любой области. Надо только не зевать и работать с перспективой. Финны, например, очень прилично зарабатывают на производстве мобильных телефонов. Неужели наш научно-технический потенциал слабее финского, и мы не могли бы посоперничать в этой области? Могли бы, но зевнули.

Когда-то наше кузнечно-прессовое оборудование покупали и во Франции, и в Германии. Где теперь эти наши заводы? Гоним на Запад сырье – и довольны.

Но я, в общем-то, не на этом хотел заострить внимание. Есть области, где никто лучше нас не смог бы сработать. Хочу поговорить о хлебе. Да, именно о хлебе как о сырье, так и о продукте.

Ставрополье считается житницей России. Мы производим много зерна, но как же бестолково используем его. Почему у нас не самый дешевый хлеб в России и почему из самого качественного зерна в России не получается самый вкусный хлеб? В общем, хлеба такого качества, которое было в начале 90-х годов, сегодня мы не имеем. Что произошло? Мы что, разучились печь хлеб? А цена? И что делается у нас, чтобы улучшить качество хлеба и снизить его цену? Берем и посылаем своих специалистов за границу. Вот недавно директор нашего городского хлебозавода был в США. Аж до Сан-Франциско долетел. Очень интересно потом описал свои ощущения от США в городской газете «Георгиевские известия». Была об этом заметка и в «Ставропольской правде». Ну и что? А ничего. Наш хлеб лучше не стал. В последнее время в России стало модно ездить за опытом на Запад. Ну, это якобы за опытом. А на деле получается, что много денег тратится просто на экскурсии. Вместо того чтобы систематически заниматься снижением издержек производства, многие наши руководители вообще не интересуются ценовой политикой, а рост цен объясняют ростом тарифов на энергоресурсы. Да, они (тарифы) высоки, но если их пересчитать на цены советского периода (в соотношении примерно тридцать два к одному), то получится, что тарифы не выше цен на энергоносители советского периода! А вот цены на мясо, хлеб, услуги связи и транспортные услуги значительно выше!

В свое время очень много анекдотов ходило о Л. Брежневе. Но именно при нем в стране родился лозунг об экономной экономике. Претворялся ли он в жизнь – это другое дело, но всем производителям не мешало бы помнить о нем и меньше перекладывать свои проблемы на плечи (вернее на кошельки) потребителя. Говоря о производстве зерна, следует иметь в виду, что основными производителями товарного зерна есть и должны быть крупные сельскохозяйственные предприятия. Производство зерна на мелких фермах высокорентабельным никогда не было и не будет. В свете этого необходимо поставить надежный заслон необоснованному банкротству крупных сельхозпредприятий.

Продавать просто зерно за пределы края – это то же, что и вывозить сырье. Зерно в крае должно претерпевать глубокую переработку. Это вполне возможно, учитывая, что край дает в основном твердую пшеницу. А где зерно, там в первую очередь должно развиваться птицеводство. Но опять же за счет крупных птицеводческих хозяйств. Только они могут обеспечить правильное и полноценное питание птичьего поголовья. Однако, выступая за развитие собственного птицеводства, не следует отказываться и от импорта мяса птицы. В определенных пределах, конечно. Иначе цены взлетят до небес, как это произошло с ценами на свинину. Кстати, качество ставропольской свинины мне не нравится. Ведь в мясном производстве важно не только чем кормить, но и как кормить. То есть, как в любом производстве, важно соблюдать технологию.

И последнее. О победных реляциях.

Как часто мы слышим из уст наших руководителей разных рангов о том, что наш край идет впереди других субъектов ЮФО и России. Мол, на столько-то процентов за отчетный период у нас выросло производство. Может, оно и так, но учитывается ли при этом инфляция? Простейшие подсчеты показывают, что цифра инфляции у нас постоянно занижается. Фактически инфляция у нас значительно выше. Не скажу, что в два раза, но что-то около этого. Об этом не стоит забывать!

Николай МОГИЛЬНИЦКИЙ