Как уже сообщала «СП», в минувшую пятницу в Нальчике при участии полномочного представителя президента РФ в ЮФО Д. Козака состоялось совмещенное заседание совета ассоциации «Северный Кавказ» и совета глав субъектов ЮФО.

В качестве одного из основных обсуждался вопрос о состоянии и мерах развития системы ипотечного кредитования жилищного строительства. Со своими предложениями к главам регионов обратились председатель правления Северо-Кавказского банка Сбербанка России В. Гаврилов, первый вице-президент ЗАО «Газпромбанк» О. Дадашева, а также представители «Россельхозбанка» и «Банка жилищного финансирования».

В настоящее время половина всех выданных в стране ипотечных кредитов приходится на долю Сбербанка, его ипотечные программы реализуются в восьми из тринадцати южных регионов. Общий объем вложений СБ в жилищное кредитование в прошлом году превысил 1 млрд. рублей, причем львиная доля этой суммы, а именно – 800 млн. рублей, приходится на Ставропольский край. Именно на Ставрополье, по словам В. Гаврилова, продвижение ипотеки идет наиболее активно. При этом остается, по его мнению, и поле для совершенствования действующих ипотечных схем. В частности, необходимо увеличивать число государственных регистраторов и тем самым сокращать сроки регистрации сделок. Следует также пересмотреть направленность инвестиционного портфеля Агентства ипотечного жилищного кредитования. Сейчас это по преимуществу обычное коммерческое жилье, а крен должен быть сделан в пользу социальных проектов. В качестве примера опять-таки был приведен Ставропольский край: у регионального оператора АИЖК средний кредит составляет 620 тыс. рублей, в то время как средний жилищный кредит Сбербанка – 348 тыс. рублей. Таким образом, банковское кредитование адресовано менее обеспеченным слоям населения, и Сбербанк готов в дальнейшем наращивать свое участие в реализации социальных программ.

Особо каждому региону предстоит определиться по реализации схемы ипотечного кредитования, предложенной совместно «Газпромбанком» и «Россельхозбанком». Ее описание уже на этой неделе должно быть разослано в администрации субъектов, и далее согласно протоколу заседания регионы должны определиться с «упакованными земельными участками», т.е. обеспеченными инфраструктурой и коммуникациями, площадками под строительство. Банки-партнеры настаивают на использовании административных возможностей при выборе не только стройплощадок, но и уполномоченных строительных компаний. В качестве гарантий исполнения стройподряда ими предложено обязательное страхование генподрядчиком строительных работ, а в интересах гарантированности конечного результата – фиксация стоимости квадратного метра жилья и контроль за составляющими его себестоимости.

Учитывая большую долю сельского населения в округе, «Россельхозбанк» выступил со специальным предложением, которое в порядке эксперимента уже отрабатывается в Тамбовской области. Это выдача кредитов средним размером 300 тыс. рублей на 15 лет с 13-процентной ставкой за пользование. При этом покрытие жилищных кредитов будет облегчаться за счет параллельной реализации программы кредитования личных подсобных хозяйств.

Члены совета ассоциации никаких вопросов банкирам не задали и никак не прокомментировали поступившие в их адрес предложения, скорее всего ожидая их документального оформления. Конечно, обеспечение населения жильем – важнейший национальный приоритет, обозначенный президентом страны, и решать эту задачу надо на всех уровнях власти, от федерального до местного. Однако государственный подход заключается не только в предоставлении возможности кредитным организациям активно поработать на ипотечном рынке, но также в реализации государственных социальных проектов и программ, ориентированных на малообеспеченные слои населения, для которых даже 13-процентная ставка кредита – неподъемная ноша.

В этой связи особый интерес представляет собой ряд не прозвучавших на заседании, но вошедших в текст его решения предложений. В частности, правительствам регионов поручено использовать опыт оказания дифференцированной государственной поддержки для различных категорий населения: молодые семьи, семьи, в которых родились дети, молодые специалисты на селе, специалисты бюджетной сферы. Правительству РФ предложено рассмотреть возможность исключения договоров об ипотеке жилого помещения из перечня подлежащих обязательному нотариальному заверению. Предложено также отменить обязательное страхование жизни и здоровья заемщиков, страхование имущества и независимую оценку имущества, освободить заемщиков – физических лиц от уплаты налога на доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование ипотечными кредитами. Решением ассоциации закреплен и ряд других предложений.

Пользуясь присутствием руководства «Россельхозбанка», губернатор Ставропольского края А. Черногоров напомнил о поручении президента РФ, данном на Госсовете в Элисте, относительно скорейшего выделения 5 млрд. рублей на зерновые интервенции. Урожай начали собирать, и селяне с нетерпением ждут госзакупок. Понятно, что если госзакупки по давней практике запоздают, то опять трейдеры скупят все за копейки. На это представитель «Россельхозбанка» ответил, что техническое оформление вопроса по этим средствам будет длиться еще пять-шесть дней.

Другим вопросом, которому совет ассоциации уделил значительное внимание, было создание некоммерческого партнерства «Агентство инвестиционного развития Юга России». Как было заявлено, его деятельность «будет направлена на создание в округе условий, благоприятных для размещения инвестиций, и продвижение регионов ЮФО в международном инвестиционном сообществе». Инициатива создания агентства принадлежит полпреду президента РФ в ЮФО Д. Козаку, который в итоге возглавил наблюдательный совет. Учредителями выступили все субъекты ЮФО, а также такие общественные организации, как Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия», «Опора России». Определенную роль в поддержке рождения некоммерческого партнерства сыграли Торгово-промышленная палата РФ, Высшая школа экономики и Национальное агентство прямых инвестиций. При столь авторитетном круге участников вполне предсказуемым было появление знаковых фигур в руководстве. Председателем совета директоров агентства стал А. Шохин, в последнее время занимавший должность председателя Координационного совета предпринимательских союзов России, генеральным директором – И. Вдовин, до настоящего времени возглавлявший Национальное агентство прямых инвестиций.

В выступлениях руководства нового некоммерческого партнерства была презентована «Концепция стратегии инвестиционного развития ЮФО» и оглашены планы на ближайшую перспективу. Уже 20-28 июля Юг России посетит Международная финансовая корпорация Всемирного банка, готовая вкладывать в экономику региона и избравшая в качестве «пилотных территорий» Астрахань, Ростов и Краснодар. До 10 сентября появится список зарубежных компаний и международных брендов, которые готовы «войти в экономику российского Юга», до 1 октября будет сформирована единая база инвестиционных проектов, имеющих большие шансы на финансирование, а до конца года на территории ЮФО появится два центра обучения инвестиционному менеджменту и четыре региональных агентства инвестиций. Кроме того, по примеру Краснодара будут создаваться инвестиционные фонды на принципах государственно-частного партнерства. Появится единый инвестиционный портал и начнется издание информационного бюллетеня для инвесторов.

Докладчики несколько раз предсказывали возможный скепсис со стороны глав субъектов ЮФО, поскольку, как известно, идеи подобного рода (ФЦП «Юг России», комплексное развитие туриндустрии Юга и т.д.) уже звучали на этой земле. Со своей стороны, Д. Козак, настаивая на серьезности задуманного, предупредил: «Агентство не должно стать для кого-то гармошкой. Работа должна быть завязана на конечный результат».

На заседании также прозвучало, что полпред президента решительно не одобряет идею переноса срока вступления в силу закона о местном самоуправлении. Как он считает, единственной объективной причиной, по которой ФЗ-131 не может заработать на всей территории страны с 1 января 2006 года, является ситуация в Чеченской Республике, где до сих пор нет парламента, а следовательно, нет регионального органа государственной власти, который правомочен принимать решения по местному самоуправлению в республике. Д. Козак также напомнил о том, что с начала года закон успешно реализуется на территории Ставропольского края, и, по его мнению, большинство субъектов РФ уже готовы вводить его на своей территории.

Елена МИХИНА