00:00, 6 июля 2005 года

Мы будем все больше платить

- Алексей Григорьевич, на заседании комитета, которое состоялось на прошлой неделе, разгосударствление через приватизацию в очередной раз было названо нецелесообразным. Речь, правда, шла лишь об одном государственном унитарном предприятии (ГУПе) – «Ставрополькоммунэлектро». Поставлена ли точка в отношении двух остальных – «Крайводоканала» и «Крайтеплоэнерго»?

- Пока никаких окончательных решений не принято. Госдума и правительство, как известно, создали совместную комиссию, она продолжает работу. Вообще эта проблема, как считает большинство депутатов, надумана. Нельзя было торопиться и выносить ее на обсуждение – пусть бы ГУПы оставались ГУПами. Сначала нужно до конца разобраться с муниципальной реформой.

Как известно, Ставропольский край перешел на досрочное исполнение 131-го закона, по которому, в частности, ответственность за водо- электро-, тепло- и газоснабжение возлагается на районы и поселения. А раз так, то имущество тоже должно передаться с краевого на муниципальный уровень. И краевые коммунальные унитарные предприятия испугались реорганизации и потери власти. Сегодня они ведь что хотят, то и делают, их районные подразделения абсолютно не подотчетны главам территорий. В Красногвардейском районе начальник райводоканала вообще из другой местности! В итоге был придуман вот этот альтернативный путь - приватизация через акционирование, т. е. переход госпредприятий в разряд частных.

- Но руководителей ГУПов поддерживает краевое правительство, которое обещает, что 100-процентная доля будет сосредоточена в руках края.

- Акционерное общество – это, как говорится, уже совсем другая история. Неважно, какая там доля государства, все равно собственность частная. Живет по другим законам. Разница в том, что унитарным предприятием достаточно легко управлять, акционерным обществом – сложно. Гендиректор может, например, сказать краевой власти, мол, извините, ваше распоряжение наносит ущерб акционерному обществу. И все законы на его стороне: ни один акционер не имеет права своими действиями наносить ущерб всему обществу.

Но главное, что продать или уступить ГУП сложнее, чем пакет акций - через банкротство, через взятие кредитов и другие схемы, отработанные в стране за последние 15 лет. Не секрет, что даже контрольный пакет акций можно продать за три копейки. И претензии предъявлять потом будет поздно.

- Именно поэтому депутаты против акционирования?

- Совершенно верно. В депутатском корпусе есть немало хозяйственников, которые через это прошли. Большинство госпредприятий, преобразованных в АО, были обанкрочены. И с кого спросили?! Ни с кого. Да, в ельцинский период было совершенно иное государство, приватизация очень многих социально значимых объектов прошла из рук вон плохо. Но сегодня-то есть возможность в крае - теперь уже правительство России не виновато будет – остановить это дело. Никогда не поздно и через два года приватизировать. Поэтому мы говорили год назад: давайте не спешить с судьбой коммунальных гигантов. И предлагали сначала разобраться с новой системой власти. Но… торопятся. Хотя закона, обязывающего нас приватизировать ГУПы, нет.

Представьте картину, если завтра вдруг на коммунальное предприятие придет совершенно новый хозяин, который живет, скажем, в Израиле (гражданин другой страны никогда не сможет стать хозяином государственного предприятия, а хозяином АО - запросто), и начнет поднимать тарифы. И выбора нет, придется платить. Трикотаж не на этой, так на той швейной фабрике купите, а скорей всего - у китайцев, а электроэнергию, тепло и воду вы у китайцев не купите.

- Почему же тогда правительство края так ратует за приватизацию?

- В правительство входит большое количество министров и специалистов, могу сказать, что не все они ратуют за приватизацию. Правительство тоже уже задумалось. Чтобы увидеть за красивыми словами то, что увидели депутаты Думы и, кстати, некоторые члены правительства, нужно обладать опытом, знанием и пониманием ситуации. Скажем, руководители ГУПов нас пугают: не акционируемся - тарифы взлетят. Абсурд.

- Почему?

- Потому что уже сегодня цены на воду, тепло и электроэнергию у всех трех ГУПов завышены на 30-40 процентов. Они назначают нам цену исходя из того, сколько им денег надо бы. Правительство чуть урежет, мол, ребята, не наглейте, и запускает в жизнь. Смотрите, парадокс: дорожает вода – физические и юридические лица однозначно начинают экономить, а на следующий год цена на воду опять повышается. Знаете, почему? Монополисты говорят: а потребление воды снизилось, и нам теперь денег не хватает на содержание сетей… Тогда, может, надо не увеличивать тариф, а работать над объемами?! И тут следующий парадокс: попробуйте получить у водоканала разрешение на подключение к новому источнику воды – это практически нереально, вам расскажут про износ сетей, и вы поймете, что объемы им не нужны.

Еще один аргумент – инвестиций не будет. И это абсурд. Любой банк с удовольствием будет инвестировать в государственное предприятие, потому что там гарантом выступает правительство Ставропольского края.

- Но здесь речь идет больше о том, что ГУП – это неэффективная форма собственности, куда нормальный инвестор просто не будет вкладывать деньги.

- Если так, то имущество собственника точно ни при чем. Может, там менеджеры неспособные?! В России вообще часто считают хорошими специалистами управленцев, которые жалуются, что работают в убыток. Может, других поискать?

По большому счету, Ставрополье уже живет по 131-му закону о местном самоуправлении. Это означает, что еще в начале года имущество нужно было отдать муниципалам. А чтобы не делать этого, придумали акционирование. И душат, и давят, мол, единственный шанс. А знаете, как в том анекдоте: «Что-то ты больно настойчив, ну-ка подождем». Если руководители госпредприятий бегают и доказывают нам, что нужно акционироваться, значит, они уверены, что останутся у руля. Возникает резонный вопрос: а почему они уверены?

- Алексей Григорьевич, есть вполне логичное мнение, что коммунальные гиганты лучше сохранить в едином имущественном комплексе. Если начать дробление по поселениям, имущество может быть растащено еще быстрее.

- Это означает, что муниципалов считают людьми негосударственными и нечистоплотными, способными тут же все растрынкать. Муниципалы, в свою очередь, полагают, что если создать акционерное общество, то акции уйдут, и никто не будет знать, как и когда это случилось.

Вот что важно. Кто сегодня будет отвечать, если в селе «полетит» трансформатор и погаснет свет? Никто. Кто-нибудь по-настоящему ответил, когда пол-Москвы было без света? Руководителя «Мосэнерго» с должности сняли (и, наверное, на другую назначили), а вот если бы его посадили, тогда бы ответственность была. А сейчас ее нет. И 131-й как раз возлагает ее на муниципалов.

- Если передать имущество «вниз», его и там без особого труда смогут отдать в частные руки…

- Конечно, смогут. Никто не застрахован. Поэтому я и говорю – не надо пока трогать ГУПы. И тем более поднимать ажиотаж. Когда одна сторона кричит «Хочу приватизироваться!», другая начинает волноваться: «А где моя доля?»

Нужно хорошо разобраться в самой реформе местного самоуправления. Может быть, имеет смысл внести поправки в закон – о том, что приватизация коммунального предприятия должна проходить через коллективное собрание всего поселка. Ну уж если народ сам решит отдать сети в чужие руки… Понимаете, если ошибку допустит какой-то район, он будет страдать один, а если ее совершит край – бедными будут все территории. Не исключаю, что кто-то из муниципалов начнет своевольничать. Но нам легче удержать конкретного муниципала от каких-то действий.

Сети должны принадлежать государству. Пожалуйста, в отношении эксплуатации и содержания сетей – частная инициатива приветствуется. Бизнес может даже заняться прокладкой альтернативных сетей. Но, если отдадим эти сети, запомните – через два года там появятся другие хозяева. И мы будем все больше и больше платить.