00:00, 6 июля 2005 года

К народу бы поближе...

Российская общественная палата, несмотря на то, что закон, регламентирующий ее статус и деятельность, вступил в силу с 1 июля этого года, пока имеет достаточно аморфные очертания, и поэтому трудно судить, насколько сей столп построения гражданского общества в стране будет действенен. Но тем не менее и на российском, и на региональном уровне сторонники создания этого органа уверяют, что палата станет рабочим инструментом для диалога власти и народа. Члены палаты смогут обращаться с запросами, присутствовать при принятии важных решений на заседаниях правительства, обеих палат Федерального Собрания РФ. Также будет осуществляться общественная экспертиза готовящихся законопроектов, тем самым - учитываться нужды и чаяния народные.

Механизм формирования Общественной палаты РФ также оговорен в действующем законодательстве. 42 человека будут назначены президентом, столько же войдут в ее состав от общероссийских общественных организаций, аналогичная квота зарезервирована за региональными общественными организациями. Регионалам от ЮФО достанется лишь шесть мест. А, по словам заместителя председателя ПСК – руководителя аппарата краевого правительства В. Шаповалова, на Ставрополье общественных организаций, включая региональные, действует больше тысячи. Но, несмотря на столь небольшое количество мест и как следствие малые шансы на то, что от края кто-то в палату все же попадет, члены совета не теряли оптимистического настроя. Более того, на заседании даже предлагались конкретные кандидатуры людей, способных достойно представить там наш край. В частности, звучала кандидатура почетного гражданина Ставропольского края А. Шумского. Руководитель регионального отделения Аграрной партии России В. Пономаренко даже назвал его «монстром» в хорошем смысле этого слова. Учитывая заслуги этого человека, возражений не последовало. Член же совета В. Балдицын заметил, что не стоит останавливаться лишь на кандидатурах, способных пройти по «региональной квоте». «Наши» вполне могут оказаться в «президентском списке» или же появиться в числе тех, кого предложат общероссийские общественные организации.

Но от дел федеральных совет все же решил перейти к более близким, региональным. У большинства собравшихся не возникло возражений относительно необходимости создания краевой общественной палаты. А учитывая высказывание вице-губернатора Ставрополья Б. Калиничева, который вел заседание совета – «власть исключительно далека от народа», сомнения отпали и у тех, кто, возможно, сомневался в необходимости палаты молча. «Настроение унтер-офицерской вдовы» не характерно для публичных выступлений в краевых властных кругах. И в этой связи желание создать себе «контролирующий орган» в виде общественной палаты выглядит как знаковый шаг со стороны власти.

Впрочем, некоторые сомнения относительно действенности будущего проводника народной воли все же остаются. Часть из них были озвучены вчера. Говорили о том, что при создании таких органов в «топ-листе» возможных соискателей кресла появляются одни и те же фамилии. А значит, не стоит забывать о ротации политических элит. Не ясны и реальные механизмы влияния общественной палаты на исполнительную и законодательную власть. Правом «вето» на решения регионального правительства или же законодательного органа наделять палату никто не собирается. А консультативных, представительных общественных образований, созданных по инициативе этой самой власти, мы видели немало. Возможно, к мнению палаты и будут прислушиваться, но во что это в конечном итоге выльется? Можно прислушаться, а можно и проигнорировать на вполне законных основаниях, следуя сиюминутной целесообразности. Объяснения же для народа всегда найдутся.

Представители политических партий явно не были довольны тем, что законодательство запрещает им быть членами общественной палаты. Но быть вовлеченными в процесс им никто не запрещал. Наверное, именно поэтому никто не стал отрицать необходимости создания рабочей группы, которая займется разработкой краевого законопроекта об общественной палате. Стоит отметить, что первые шаги в этом направлении уже сделаны. Порядка 20 краевых общественных организаций, объединившись на добровольной основе, с весны нынешнего года уже пытаются разработать подобный законопроект: проведены несколько круглых столов, готовится текст закона. Их предложения вполне могут влиться в те, что создает рабочая группа.

Скорого появления законопроекта на Ставрополье ждать не стоит. И процесс это трудоемкий, да и спешить никто не собирается. Впереди парламентские каникулы у Государственной Думы края, без участия которой закон просто не увидит свет. Так что ближайший срок – осень.

На заседании также был заслушан и принят к сведению доклад рабочей группы по жилищно-коммунальной реформе.