00:00, 2 июля 2005 года

Россия теряет село

На последнем заседании Государственной Думы Ставропольского края было принято обращение депутатов к президенту страны, посвященное как раз бедственному положению дел в аграрном секторе. Прокомментировать этот, по сути, чрезвычайный шаг парламентариев мы попросили председателя думского комитета по аграрным вопросам, земле, продовольствию и природопользованию Виталия КОВАЛЕНКО.

- Виталий Андреевич, что же у нас происходит с сельским хозяйством? Неужели все так плохо, что только президент может помочь? Ведь урожаи-то рекордные собираем.

- К сожалению, сейчас высокие урожаи не означают, что у нас все в порядке, хотя край по праву может называться одним из самых зажиточных регионов. У селян сейчас слишком много проблем. Состояние отрасли на Ставрополье и во всей России весьма тревожное, если не сказать кризисное. Но, к сожалению, назревшие проблемы не решаются со временем, а лишь множатся и усугубляются. От того рекорды урожая не приносят радости. Наоборот, они оттеняют бедственное положение сельхозпроизводителя. И поэтому селу, чтобы выжить, необходимо внимание федеральной власти.

- Но если есть проблемы, то что же мешает их решать? Кто должен этим заниматься?

- Решать их мешает отсутствие аграрной политики в России. Главные беды аграрного сектора – неразвитость внутреннего агропродовольственного рынка и стремящаяся к нулю занятость населения сельских территорий. Эти две беды одинаково ощущает на себе большинство российских регионов. Естественно, чтобы преодолеть сложности, нужно центральное государственное регулирование. Необходимо остановить рост цен на горюче-смазочные материалы, проводить масштабные интервенции зерна, создавать оптовый рынок продовольствия. Без этого печальная ситуация, когда урожаи растут, а крестьянин беднеет, останется неизменной. Бедный селянин не сделает богатой страну. Когда сельхозпродукция стоит меньше, чем вложено в ее производство, это значит, что крестьянский труд становится нерентабельным. А это влечет свертывание российского аграрного производства. Даже если не затрагивать экономические последствия таких изменений, они приведут к дальнейшему увеличению и без того высокой безработицы в сельской местности, деградации, а затем и к гибели села.

- Но неужели Ставропольский край не может помочь себе сам?

- Надо сказать, что теперь край обязан самостоятельно решать вопросы поддержки своего аграрного комплекса. Это связано с тем, что федеральное законодательство передало в нынешнем году полномочия по оказанию господдержки сельского хозяйства на уровень регионов. По сути, бросили село на произвол судьбы. Стоит ли говорить, что средств краевого бюджета не хватит на то, чтобы свернуть гору проблем АПК? Наши далеко не безграничные возможности направлены на решение в первую очередь социальных проблем. Селу мало что перепадает.

- Что депутаты краевой Думы могут сделать для решения проблем АПК?

- Преобразования в области отношений государства и села должны быть масштабными. Соответственно речь идет не о региональном уровне. Легковой автомобиль ведь не сможет сдвинуть железнодорожный состав. Тут необходимо изменение государственной аграрной политики. На недавно завершившемся Петербургском экономическом форуме один из членов правительства РФ почему-то сравнил сельское хозяйство современной России с оборонной промышленностью СССР: мол, государство не вмешивалось особо, и у нас были лучшие в мире танки. Если так рассуждают высшие чиновники государства, то хорошего можно не ждать. Ведь тот путь, по которому движется сельское хозяйство в России и на Ставрополье в том числе, может закончиться утратой продовольственной безопасности страны.

Посмотрите сами: раньше животноводство было гордостью Ставрополья. Сейчас же эта отрасль вообще оказалась на грани исчезновения. Подавляющая часть поголовья переместилась в личные подсобные хозяйства. За последние 12 лет количество овец у нас сократилось с 5,4 до 1,4 миллиона голов. Катастрофическое состояние с техническим оснащением АПК. Машинно-тракторный парк изношен на 70 процентов. Для его восстановления необходимо ежегодно приобретать 4200 тракторов и 1000 зерновых комбайнов. Сельхозпредприятия Ставрополья с привлечением всех доступных источников финансирования могут обеспечить лишь 10-20 процентов этой потребности. Схожая картина не только у нас. Если не вмешаться, может произойти катастрофа. Поэтому наша задача как депутатов аграрного региона – сделать все, чтобы изменить нынешнее критическое положение в аграрном секторе. Как и большинство наших коллег из других территорий, мы неоднократно ставили перед российским правительством многоплановые вопросы по различным проблемам АПК. Однако положение в этом секторе не улучшается, а усугубляется. По этой причине мы вынуждены были обратиться к президенту России. Кстати, судя по недавним высказываниям главы государства в Элисте, у нашего мнения есть шанс быть воспринятым. То, что нужен альтернативный концептуальный подход к проблемам села, очевидно и для министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева. Не так давно он выступил с предложением собственной стратегии развития АПК до 2010 года. Он особо подчеркнул, что правительство должно корректировать провалы рынка и отвечать за социальное равновесие. По его словам, если правительство все же начнет действовать прагматично, Россия к 2015 году станет великой аграрной державой.

- В чем тогда главный смысл обращения депутатов краевой Думы к Владимиру Путину?

- Как раз в том, чтобы перед федеральным правительством была поставлена наконец задача о включении развития сельского хозяйства в перечень национальных приоритетов. В том, чтобы была принята концепция устойчивого развития сельских территорий, внедрены новые экономические механизмы вывода отечественного производства сельхозпродукции на уровень мировых стандартов, пересмотрена в интересах российских крестьян таможенная политика, увеличено бюджетное финансирование агропромышленного комплекса. Ведь в настоящее время федеральная государственная поддержка сельскохозяйственного производства составляет около 1% от общих расходов госказны. Мы надеемся, что, учитывая нашу точку зрения, мнения депутатов парламентов других регионов, федеральные власти как минимум в два раза увеличат эту сумму при формировании бюджета на 2006 год.

- Вы упомянули концепцию развития сельских территорий. Может ли она избавить от бед российское село? Что это за документ?

- Этот документ подготовлен Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова. На его основе может быть разработан проект федерального закона «Об устойчивом развитии сельских территорий». Это, в свою очередь, позволило бы региональным законодателям скорректировать свои действия на долгосрочный период. Концепция развития сельских территорий предусматривает решение проблем, связанных с инженерным обустройством сельских поселений, занятостью населения, демографией и другим. Еще один очень важный проект федерального закона «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка» находится на рассмотрении в Госдуме России, но не движется. Хотя мы и направили к нему свои замечания и предложения. Главное – чтобы вопиющие проблемы аграрного сектора не оставались без внимания.

Алексей НОС