00:00, 2 июля 2005 года

Новые русские рабы

Почти тридцать тысяч человек в крае не получают регулярно свои кровно заработанные рубли. В наличии – 173 предприятия-должника. Заметная доля из общей суммы задолженности в 130 миллионов приходится на 12 предприятий региона Кавминвод. Посему межведомственная комиссия, которую возглавляет зам. председателя ПСК Николай Пальцев, приняла решение на месте разобраться в причинах такого положения дел. (Подобное мероприятие ранее было проведено в Грачевском районе, о чем «СП» уже сообщала).

Перед заседанием в администрации Кавминвод комиссия посетила когда-то передовой завод ОАО «Пятигорсксельмаш», который ныне задолжал своим работникам 5 млн. 535 тыс. рублей, и одно из старейших автотранспортных предприятий региона МУП «Ессентукское пассажирское автотранспортное управление», долг которого - 1 млн. 370 тысяч рублей.

О положении дел на заводе доложил директор ОАО «Пятигорсксельмаш» Александр Усов. Сегодня здесь трудятся 660 человек при средней зарплате в 5200 рублей. Задолженность по зарплате образовалась после того, как в 2002 году из-за неурожая в кризисной ситуации оказалась птицеводческая отрасль, и «Пятигорсксельмаш», поставляющий для нее оборудование, не работал практически восемь месяцев. Лихорадит его до сих пор. А. Усов подчеркнул, что постарается в течение двух недель выплатить работникам майскую зарплату, но не раньше, поскольку предприятию нужны деньги, для того чтобы приобрести материальные ресурсы и выполнить уже имеющиеся обязательства перед птицеводами.

Беда в том, что для успешной конкуренции на рынке заводу необходимо кардинально менять технологию производства, а для этого требуются солидные капиталовложения. В этой связи замминистра сельского хозяйства СК Зинаида Дмитриенко предложила директору «Пятигорсксельмаша» перейти под крыло министерства сельского хозяйства, которое сможет выделить субсидированный кредит под оборотные средства. Николай Пальцев пообещал рассмотреть возможность включить завод в программу социально-экономического развития края – есть вероятность найти инвестора, который сохранит и модернизирует профильное производство.

Но это дела будущие, а на сегодняшний день рабочие завода получили зарплату только за апрель. Однако на слова Н. Пальцева о том, что вообще-то согласно закону работодатель зарплату обязан выплачивать два раза в месяц и что рабочие должны защищать свои интересы, люди, потупившись, ответили: «Конечно, нам хотелось бы деньги получать регулярно, но мы понимаем, что у завода нелегкие времена, и мы должны поддерживать руководство…»

Диалог комиссии с коллективом МУП «Ессентукское пассажирское автотранспортное управление» был более оживленным – слишком много факторов влияет на заработки транспортников. Предприятие, которому более 50 лет, занимается общественными перевозками пассажиров на городском, пригородном и междугородном сообщении. На сегодняшний день здесь работают 220 человек, но из-за низкой зарплаты, которая к тому же нерегулярно выплачивается, наблюдается большая текучесть кадров – с начала года уволились уже 45 человек.

В качестве одной из причин задержки зарплаты руководство автопредприятия называет 122-й закон – люди на руки дотации получили, но все равно еще долго требовали бесплатный проезд. Но главная беда – предельно изношенная техника. На протяжении девяти лет было списано 73 автобуса - без возмещения. Правда, за последние два года администрация Ессентуков передала МУПу в безвозмездное пользование четыре больших городских автобуса и один междугородный, но это проблему не решает. Кстати, в городе сохраняется самая низкая плата за проезд в автобусе – 3 рубля. И то, что для людей благо, для автотранспортников – смерть: за январь работники автопредприятия получили по две – две с половиной тысячи рублей.

- Руководитель предприятия ни в чем не виноват, – заявил мастер по ремонту Александр Гюльбяков. – Я ветеран производства, больше 40 лет работаю. Раньше мы регулярно обновляли автопарк. Ну разве может автобус 20 лет ходить? Мы же курорт федерального значения, а у нас в автобусах сиденья рваные. На ремонт тратятся бешеные деньги, да все без толку – там уже одна ржавчина и гниль. Но мы же обслуживаем людей, а не скот! Реально работают только четыре автобуса, которые нам передала администрация города, остальной парк не годен для дальнейшей эксплуатации.

Ветхий автопарк «съедает» колоссальные средства на свой ремонт, отрывая их от зарплаты, и не может составить реальной конкуренции частным маршруткам. Как результат - у коллектива автопредприятия появилась чуть ли не ненависть к конкурентам, они потребовали у Н. Пальцева «убрать с маршрутов этих воров».

– Одно дело, когда руководитель, организуя производство, думает прежде всего о людях, а потом уже о машинах, – сказал, комментируя эту ситуацию, Н.Пальцев, – и другое - когда он, заботясь о материально-технической базе, заработную плату своим работникам платит в последнюю очередь. Это трагедия, рабский труд, от которого мы должны людей освободить! Впрочем, если нет оборотных средств и возможности пополнять тот же автобусный парк, то о какой организации производства, работе с людьми может идти речь! Есть о чем подумать и муниципалитету – как привлечь дополнительные ресурсы, сделать займы в банках, взять кредиты.

Кое-кому по итогам работы комиссии придется несладко. Руководитель государственной инспекции труда по СК Умар Салпагаров рассказал, что 263 руководителя, не желающих вовремя выплачивать зарплату, были наказаны административно, 15 дел переданы в прокуратуру, три руководителя дисквалифицированы, а один получил условный срок. Однако – и это самое ценное - многие уже поняли, что комиссия не только «стружку снимает», но и может оказать реальную помощь в решении тех проблем, которые предприятию действительно не по силам.

Работа межведомственной комиссии завершилась в администрации Кавминвод, где было проведено заседание с участием руководителей предприятий-должников и представителей администраций городов и районов региона. Кстати, выяснилось, что одно из предприятий к приезду комиссии все свои долги перед работниками погасило. Посему доклады о том, как они «дошли до жизни такой», и графики погашения задолженности на заседании комиссии представляли только одиннадцать предприятий Кавминвод. И, думается, что их число в скором времени еще сократится.