00:00, 17 июня 2005 года

От Крепостной горы до Золотого Рога

В автопробеге нынешней зимой около 190 профессиональных гонщиков экспедиции «Трофи» на крутых японских внедорожниках, в каждом из которых находилось по три водителя не старше 35 лет, боролись за весьма ощутимый призовой фонд – 15 килограммов чистого золота. Путь от Мурманска до Владивостока длиной в 12 тысяч километров они преодолели за 13 суток – в среднем чуть более 920 километров в сутки. А вот 68-летний ставрополец Сергей Губкин на машине «Победа» 1950 года выпуска прошел 10 тысяч 700 километров - расстояние от степного краевого центра до тихоокеанского - за 10,5 суток. И ехал он в одиночку не ради материального или денежного приза...

- Свой пробег я посвятил 60-летию Великой Победы, - говорит Сергей Николаевич, - тем миллионам фронтовиков, среди которых был и мой отец, погибший в Белоруссии, кто спас нашу Родину да и всю Европу от коричневой чумы.

- Я полвека за рулем, привык к дорожным невзгодам, - рассказывает автолюбитель. – Долгие годы работал на Севере. На сей раз отправился в неизведанный путь - к Тихому океану - 26 марта. Взял фотоаппарат, запасся толстой тетрадью, чтобы вести хронологию пробега от Северного Кавказа до Приморья.

Тепло встречали Сергея Николаевича в Омской области, откуда он родом. Журналисты брали интервью, телевизионщики показали в прямом эфире, а ГИБДД обеспечил «старушке»-легковушке со ставропольскими номерами беспрепятственное передвижение по сибирской земле. Теплый прием ждал и в Хабаровске, и в других городах. Но он спешил к владивостокской бухте Золотой Рог.

В столицу Приморья Губкин приехал днем 6 апреля. Вышел из кабины на въезде в город, набрал полные легкие морского воздуха – и закружилась голова, стало шатать из стороны в сторону. Шутка ли, десять суток за рулем, без полноценного сна и горячего питания.

- Но все равно я чувствовал себя в тот момент самым счастливым человеком на свете, - улыбается мой собеседник. – Доказал и силу русского духа, и то, что могу соревноваться на равных с профессиональными гонщиками, и то, что наши автомобилестроители полвека назад умели делать добротные машины. Ведь моя «старушка» «Победа» все эти годы не томилась в гараже, а «набегала» 430 тысяч километров. Бьюсь об заклад: сегодня вряд ли найдется ей достойный соперник среди иностранных «собратьев» такого же возраста.

Владивостокские журналисты на пресс-конференции подробно расспрашивали о цели пробега, живо интересовались Ставропольем. И не переставали удивляться энергии пенсионера – не успел еще как следует отдохнуть после столь длительного пути, а уже собирается в обратную дорогу.

Сергей Николаевич извинился, дескать, тороплюсь до юбилея Победы побывать еще во многих городах страны, а 9 мая быть в Мурманске. Но на обратном пути «автостарушка» закапризничала. Правду говорят: мир не без добрых людей. Ставропольскому путешественнику бескорыстно помогали в Чите, Улан-Удэ, Нижнем Новгороде. Кто-то даже новенький генератор подарил.

Заехал погостить в деревню, где родился. Подошел к памятнику односельчанам, не вернувшимся с войны, молча постоял у скромного обелиска. На мраморе в скорбном списке погибших – имя отца, ушедшего на фронт в 41-м… Увы, до Мурманска Губкин не доехал – личных финансов не хватило. Кстати, еще перед стартом в Ставрополе обращался он во многие властные структуры за материальной поддержкой, ходил по различным предприятиям и фирмам, предлагая использовать свой автомобиль в качестве рекламы продукции – никто не отозвался на его предложение, никто энтузиасту не помог…

9 мая Губкин участвовал в выставке раритетных машин в Москве. И его вездеход стал победителем в номинации «Самый стойкий автомобиль». Сегодня неутомимый автолюбитель готовит необходимые документы для российской Книги рекордов.

Анатолий БЕРШТЕЙН