00:00, 9 июня 2005 года

Охрана честного свидетеля

В начале года прокуратурой Левокумского района расследовалось уголовное дело об изнасиловании Ольги Н. По подозрению в совершении этого преступления были задержаны два жителя одного из сел района – Саид и Магомедрасул. С показаниями против них выступила их знакомая Светлана А. Она рассказала, что видела, как парни тащили потерпевшую на пустырь, а потом признались ей, что изнасиловали девушку. Однако впоследствии Светлана от своих слов отказалась. Следователи заинтересовались, в чем причина изменения показаний. Оказалось, что родственники подозреваемых всячески угрожают ей. Это подтвердила и мать Светланы. Что только не услышала девушка в свой адрес! Не раз домой к ней приезжал некий Магомед Г., который грозился переломать ей руки и ноги, вырвать пальцы. После чего пообещал: скажет правду – прибьют. Но правоохранникам удалось уговорить Светлану дать правдивые показания и убедить, что они смогут защитить ее. Девушка поверила. И, как оказалось, не зря.

- В следственной и судебной практике нередко бывают случаи, когда потерпевшие и свидетели отказываются от ранее данных показаний, даже если они подтверждены документально, - говорит прокурор Левокумского района Виктор Толкунов. - Прекрасно понимая, что лжесвидетельство – это преступление (об этом стражи правопорядка обязаны предупреждать каждого), они рассказывают небылицы, путают следствие, мешая воссоздать точную картину преступления. Общественную опасность «изменчивых» показаний сложно переоценить: лжесвидетельство может не только развязать руки преступнику, но и обернуться осуждением невинного человека. При этом в любом случае страдают законопослушные граждане...

Причин, по которым свидетели идут на конфликт с законом, множество. Но одна из главных – страх за свою жизнь, за жизнь и здоровье близких. Преступники, их друзья и родственники нередко пытаются запугать свидетеля или потерпевшего, пригрозить расправой. Боязнь, что у криминала длинные руки, бывает сильнее, чем страх быть привлеченным к уголовной ответственности за ложь и обман.

Виктор Толкунов вынес постановление о применении мер безопасности в отношении Светланы и ее близких, а сотрудники районного ОВД выступили в несколько непривычной для себя роли личных телохранителей. А между тем Магомед вновь приехал к Светлане и начал угрожать ей. Это зафиксировали стражи правопорядка и задержали его. Надо заметить, Магомед настолько уверовал в свою безнаказанность, что был ошеломлен последовавшим затем арестом и привлечением его к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 309 УК РФ (принуждение свидетеля к даче ложных доказательств). И хотя он отрицал свою вину, следователем районной прокуратуры были собраны доказательства, ее подтверждающие. Приговором Левокумского районного суда Магомед Г. осужден к году и шести месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

…Как известно, в цивилизованных странах на защиту человека, который дает показания против преступника, грудью встает государство. В ход идут любые меры, способные обеспечить его безопасность: охрана личная, жилища и имущества, замена документов, переселение в другой город и даже изменение внешности. Под опеку государства попадают также родственники и близкие свидетелей. То есть делается все возможное, чтобы преступники получили справедливое наказание.

Такая практика теперь существует и в нашей стране. С первого января нынешнего года вступил в силу Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Именно благодаря успешному его применению криминальная история в Левокумском районе нашла свое логическое завершение. Отметим, что примеров применения закона о государственной защите свидетелей и потерпевших в России – пока единицы.